"Слова и откровения"
О гончарном искусстве
Чудо красного фарфора
О фаянсе
Рождение керамики
О пастельной живописи
Для коллекционеров
Видеосюжеты
Керамика плюс...
Керамика: мифы и реальность
Мастер-класс для покупателей

О пастельной живописи

  Главная

О Нас

Новости

О творчестве
Размышления и диалоги

Наша галерея

Авторская керамика -
подарок особенный…


Обучение


Литературное творчество

Публикации

Контакты

Карта сайта

English

   
 
На небе облачка или зори подобно парче.
Это колорит Неба.

Земля рождает траву и деревья,
вся щедро покрыта узором.
Это цвет Земли.
 
Если в сочинениях художника сверкает Дух –
это колорит сочинителя.
Сущность картины – в душе художника,
пальцы его соперничают с природой в искусстве всех превращений.
 
Слово о живописи из
Сада с Горчичное Зерно

     Приглашение на бал

 

«Ведь это очень вредно – не ездить на бал, если ты этого заслуживаешь!..»

 Евгений Шварц «Золушка»

      Рассказ этот – о Пастели: редкой и удивительной художественной технике, которую часто называют «падчерицей графики и живописи». Называют люди несведущие (хотя среди них, к сожалению, встречаются и журналисты, и даже искусствоведы). А вот художники, работающие с пастелью, скорее скажут, что она – любимое дитя, унаследовавшее от своих именитых родителей их лучшие качества.

   Возникновение техники пастели относят ко второй половине XV века. Кому принадлежит изобретение этого рода живописи - неизвестно, но один из редчайших ранних листов с использованием пастели принадлежит Леонардо да Винчи.Словарь Брокгауза-Эфрона упоминает, что в луврской галерее хранится пастельный портрет старушки монахини, рисованный художником Дюмутье (отцом) в 1615 году.

      История пастели как самодостаточного материала в живописи насчитывает около 300 лет. В начале XVI века она заняла прочное место в практике живописцев и рисовальщиков. После Леонардо почти все великие художники так или иначе отдали ей должное (собственно, сангина, сепия, соус – та же пастель). Хотя, как знать – возможно, первобытный художник, изобразивший оленя на стене пещеры, тоже отчасти сродни пастелисту. Ведь пастель – это тот самый минеральный пигмент, который является первоосновой всех известных натуральных красок. Просто для удобства он связан клеем и сформован.

  Древний китайский трактат «Слово о живописи из сада с горчичное зерно», создававшийся в течение нескольких столетий, открывает нам тайны приготовления лучших красок: « Из малахита нужно готовить зеленую пасту, коралл даёт оранжевую, перламутр – белую, гранат – красную, жемчуг – светло-серую пасту. Основных цветов 5 – 7, а все изменения этих цветов сосчитать невозможно».

  Итак, пастель тлену времени не подвержена. Она не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Пожалуй, ее единственный недостаток – не терпит прикосновений (на холсте или бумаге она не «застывает», а продолжает жить…). Поэтому пастельные работы требуют хранения под стеклом – но это такая маленькая жертва, когда Любишь… К тому же, в нынешних музеях под стеклом приходится хранить практически все шедевры, в том числе и написанные маслом. К сожалению, окружающая среда становится всё более токсичной и агрессивно-разрушающей…

  Миф о хрупкости и недолговечности пастельных работ давно опровергнут историей живописи.

   Приглядитесь к небольшой картине швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница». Молоденькая девушка-горничная легко и изящно несёт в руках поднос, на котором стоят стакан с удивительно прозрачной водой и хрупкая фарфоровая чашка. Юное лицо и лёгкая фигурка девушки полны очарования. Чепчик, платье и поднос - всё сияет золотистыми и розовыми тонами. Прошло уже больше двух столетий, а краски на подлиннике всё так же свежи и пленительны. За это же время картины, написанные маслом, пришлось реставрировать не единожды…

    Пастель имеет более тысячи шестисот пятидесяти оттенков. Она и в самом деле и графична, и очень живописна! В пастели соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

   И все же пастель – живопись для Избранных… как для художников, так и для зрителей. Почему?

   Ее волшебство потаенно и для многих непривычно; постигается больше не разумом, а душой. Пастель интимна и нежна – не случайно в наш обиход вошло словосочетание «пастельные тона»… Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства умирают… Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев – что, собственно, может любой (любая… любое…); пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении.

   В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета… Они никогда не сливаются полностью; всегда остаются в виде мельчайших частичек – ведь в пастели нет растворителя. Но и не заглушают друг друга окончательно. Лучшие пастели, которые доводилось видеть – это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь»… Отсюда – бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает. И это – в сочетании с удивительным ее свечением, призрачностью, сказочностью… Это впечатление тихого рассвета, когда мы еще не видим солнечного диска, но все вокруг уже наполнено магическим сиянием.

    Еще один маленький «секрет» для непосвященных…

    Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу – так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев – ни один другой материал и инструмент с ними не сравним… Вы видели когда-нибудь в мастерской художника истертые рабочие кисти? А теперь представьте работу чувствительных подушечек пальцев по грубой, фактурной бумаге или даже абразивному слою, который мы используем почти всегда, потому что он лучше удерживает пигмент… И все-таки – близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему

   Да, Пастель требует Любви к себе, но она ее и возвращает…

   Эти работы безусловно требуют очень хорошего освещения – тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности… Лучше всего – дневной свет, но – рассеянный, падающий по касательной… При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения – и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает… При достойном освещении пастель оживает, как юная девушка весной, сбросившая тяжелые зимние одежки, согретая солнцем и надеждой, тихим ожиданием праздника. 

   Пожалуй, оценить по достоинству пастель может тоже не каждый… Она ждет своего зрителя-Созерцателя, способного смотреть подолгу, вглубь; уходить в картину и путешествовать по ней… Ему она подарит тепло, свет и покой… Ощущение Полета… Вкус к Жизни и Вдохновение…

  Потому и ищет Золушка-Пастель своего Принца… Ведь существовавшее во все времена ложное мнение, что она – слишком хрупкая и капризная барышня, любящая тишину, покой и сумрак; боящаяся даже шагов посетителей музея, всё-таки сыграло свою роль – роль злой мачехи, которая пытается скрыть обаяние своей падчерицы за неприглядным платьем и пятнами золы на щеках…

   Так и случилось, что за несколько столетий своей жизни Пастель не единожды претерпевала периоды расцвета и забвения.

   Искусствоведы Третьяковской галереи рассказывают, что уже в годы царствования Елизаветы Петровны в России появляется пастельный портрет. Художники-романтики ценили легкое свободное исполнение, импровизацию, острые, метко схваченные образы, поэтому пастель с ее интенсивностью красок, богатством выразительных средств стала любимой техникой многих портретистов первой четверти XIX века.

   А вот в 60-е годы XIX столетия в России пастель практически исчезает из художественного обихода. В русском изобразительном искусстве главенствующее место завоевывал критический реализм. Хрупкое аристократическое искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом. Считается, что в конце XIX века техника пастели переживает второе рождение: расширяется тематика работ, появляются новые творческие решения и индивидуальные стили письма.

   Превосходным мастером пастели был И.Левитан. Увлечение художника пастелью совпало с его первым заграничным путешествием. Написанный в это время «Вид в окрестностях Бордигеры в Италии», пронизанный ярким весенним солнцем, пропитанный ароматом цветущих деревьев, поражает своей светозарной красочностью. Сравнение пастели с ее живописным вариантом (Левитан часто повторял в пастели свои живописные этюды) позволяет говорить о том, что художнику значительно лучше удалось сложное цветовое решение композиции именно в технике пастели.

   Рубеж XIX–XX веков – эпоха интенсивных художественных экспериментов. Техника пастели, соединяющая в себе живописные и графические возможности: легкость и беглость рисунка с богатым колоритом, не только не уступающим, а подчас превосходящим возможности масляной живописи, становится любимой техникой в портретном жанре. Увы, при всём великолепии и парадного, и камерного пастельного портрета того времени, в других жанрах пастель использовалась не столь уж и часто.

    Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры, привлекала самых талантливых и именитых мастеров во все времена. В России это А.Венецианов, О.Кипренский, И.Крамской, К.Маковский, В.Серов, Л.Бакст, Б.Кустодиев, В.Борисов-Мусатов, М.Врубель, З.Серебрякова, Н.Рерих, К Юон, М.Чюрлёнис. За рубежом – Эжен Делакруа, Одилон Редон, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега…

   И всё же это были лишь отдельные работы, в которых уникальные достоинства пастели приоткрывались только отчасти, далеко не в полной мере… Пастель часто использовалась для эскизов, набросков – и причиной тому был прежде всего миф о недолговечности пастели, о котором мы уже сказали немало…

   Суровые революционные времена и настроения тоже отнюдь не способствовали развитию столь нежного и аристократического искусства. «На балу » царствовала масляная живопись, а трудолюбивая очаровательная Золушка-Пастель в это время исполняла свой изящный танец на лесной полянке, где её могли видеть только птицы и облака…

   Но всё изменчиво в этом мире… К счастью, люди, одарённые тонким восприятием и отменным художественным вкусом, не хотят лишать себя удовольствия созерцать тихое сияние Пастели и её магическую прелесть!.. К тому же, новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели как среди художников, так и среди любителей живописи.

   Счастливым для Пастели стало начало нового века.

   Первые значительные выставки искусства сухой пастели провело Ярославское областное отделение Союза художников России. В 2000 г. в Ярославле прошла Российско-итальянская выставка искусства пастели.

   Начавшееся благодаря инициативе Санкт-Петербургского Союза художников России возрождение искусства пастели для широкой публики ознаменовалось в 2002 году выставкой "Петербургская пастель", на которой было представлено 440 произведений, выполненных 135 художниками в технике сухой и масляной пастели. Это была самая масштабная в истории искусства России выставка искусства пастели. Проект "Петербургская пастель" становится в год юбилея Санкт-Петербурга новой культурной традицией города и России. Здесь появляется первое в России «Пастельное общество» - независимая общественная организация, занимающаяся информационной, выставочной и рекламной деятельностью в сфере пастельной живописи. Общество открыто для художников, профессионально работающих в технике пастели, а также для искусствоведов и коллекционеров, интересующихся данным видом изобразительного искусства.

  Первой выставкой, открывшейся в муниципальной художественной галерее Костромы в 2003 году, стала "Академия пастели", объединившая 47 художников из городов Иваново, Кинешма, Плес, Москва, Ярославль, к которой присоединились и костромские авторы. Экспозицию составили 130 работ, дающие представление об этой уникальной художественной технике. Большой проект ставил целью создать единое для всей России культурное пространство, представляющее во всем многообразии творчество авторов, работающих в технике пастели.

   Вслед за художниками начинают «просыпаться» и музеи… Государственная Третьяковская галерея,чьё собрание графики XVIII – начала XX века насчитывает около 800 пастелей, первые из которых были приобретены еще П.М.Третьяковым, в декабре 2004 года открыла выставку «Искусство пастели», представив на ней более 150 наиболее интересных произведений, исполненных в этой технике, отражающих разные жанры, художественные приемы, смену вкусов и направлений.

  Итак, Пастель начинает свои первые «выходы в свет»… Ещё робкая, застенчивая, что-то утратившая из-за периодов долгого забвения; пока недооценённая и не заблиставшая всей возможной красотой…

   Но о ней уже говорят, как о прекрасной пленительной незнакомке, покоряющей самые искушённые души!.. Пастель становится модной не только в Европе, но и у нас в России. Существует интригующее мнение авторитетных искусствоведов: в ближайшее время рождение новых шедевров следует ожидать именно в этой живописной технике!

   Старая сказка давно подсказала нам рецепт сотворения маленького чуда: если у вас в руках есть волшебная палочка-Желание, то порой бывает достаточно тыквы и пары мышей… Хотите стать Золушкиной крёстной?.. Помочь ей показаться на балу во всей красе, а значит, и самому насладиться её удивительной прелестью, неизменно впечатляющей всех, кто видит её впервые?..

    Приглядитесь внимательнее: Пастель вполне заслуживает по меньшей мере того, чтобы занять особое, но достойное место в Вашей личной или корпоративной коллекции! А если таковой ещё нет – возможно, пастельные творения положат ей начало?..

   Если же Вы хотите услышать благодарные слова ценителей искусства – помогите музеям приобрести работы современных художников-пастелистов; ведь сами они, к сожалению, редко располагают этой возможностью.

    Искусство пастели нуждается и в информационной поддержке. Это могут быть публикации в различных изданиях, телевизионные передачи, специальные ресурсы во Всемирной Сети…

    Крайне важно поддержать авторов и подвижников, стремящихся не только проводить отдельные выставки пастельной живописи, но и организовать для неё специальные галереи. Ведь такая (пусть маленькая) галерейка может быть открыта даже в обычном офисе, и, безусловно, она привлечёт внимание людей и к личности мецената, и к его деятельности. Пастель «уютно» себя чувствует и может быть достойно представлена и на крошечном пространстве – но она озарит его собой! Главное – круг людей, способных понять и оценить Истинное; тех, кого всегда именовали «аристократами Духа»…

    Уже двенадцать веков тому назад сказал китайский мудрец Чжан Янь-юань:

«С древности те, кто любили живопись, были высокородными людьми, возвышенными духом, прославившимися при жизни и у потомков. Ибо живопись служит совершенствованию человека, помогает людям в их нравственных взаимоотношениях; она проникает во все превращения и преображения духа».

   Мы понимаем, что в сегодняшней реальности существуют гораздо более грандиозные и благородные задачи, требующие не только внимания, но и немалого вложения средств. Однако в этом мире каждый цветок – бесценное сокровище! И если он вдруг исчезает, все мы становимся беднее… …А ведь нужно только помнить, что одна крошечная хрустальная туфелька может повести к счастливому концу Сказки…или к чудесному продолжению Жизни?..

 
 Наверх
 
Rambler's Top100