Мастер-класс по художественной керамике и гончарному искусству
Работы учеников
Отзывы учеников
Наша мастерская

Обучение

  Главная

О Нас

Новости

О творчестве
Размышления и диалоги

Наша галерея

Авторская керамика -
подарок особенный…


Обучение


Литературное творчество

Публикации

Контакты

Карта сайта

English

 

     Керамика - гончарное дело - обучение - Москва

 

    Вниманию желающих пройти обучение искусству керамики и гончарному мастерству!  

     Мастерская "Капля Росы" находится в Москве и всегда открыта для новых учеников!

 Вы можете связаться с нами по электронной почте, и, если подходящее для Вас время обучения пока занято, мы сохраним Ваши данные в "листе ожидания".
 

   Поскольку обучение у нас индивидуальное (с одним учеником занимаются два преподавателя!), сроки начала занятий зависят от Вашей занятости, а также от факторов ситуативного характера (кто-то из учеников может уехать в отпуск, прервать занятия  по другой причине, и т.п.)

Поэтому – пишите!

    Пожалуйста, внимательно прочитайте всю информацию в разделе нашего сайта "Обучение"! Там Вы найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы и сможете сами оценить, подходит ли именно Вам то, что мы предлагаем!

www.at-art.ru/training/

 

 

       Обучение Искусству Керамики
 
         Самые важные отличия нашего обучения:
 
           - индивидуальность! (с одним учеником занимаются два преподавателя по программе, соответствующей желаниям и возможностям ученика);
 
           - эффективность (теория - только в процессе практической  и творческой работы; с первого же урока ученик начинает создавать собственные керамические изделия!
 
         Интересно?.. Читаем дальше!
                  
 
 
 
 
                                                                                   Великий Путь: от мира сего - к себе, как к Миру...
 
 
       Вместо Предисловия или О магических свойствах Керамики…
 
   С этим удивительным явлением мы столкнулись довольно давно. Но до сих пор верится с трудом, что множество людей хочет научиться работать с глиной и создавать керамику…
 
   Особенно это кажется необычным в сегодняшнем мире, где правят виртуальные ценности. Ведь деятельность большинства людей, живущих в мегаполисе, связана чаще всего не с живой, непосредственной реальностью, а со знаковой информацией в виде текстов, цифр, символов…И человек настолько привыкает к этому, что постепенно утрачивает остроту восприятия Настоящего Мира с его звуками, запахами, ощущениями; линиями, формами и цветовыми оттенками…
 
   Мы считали, что наша Любовь - Керамика, порой отодвигающая в сторону даже наши живописные склонности, - это тот Подарок свыше, который даётся людям крайне редко. Наверное, потому, что даже среди художников довольно мало керамистов …Возможно, это связано с требовательностью керамики как художественного средства. Ведь один и тот же образ  гораздо сложнее создать «огненными красками» в глине, нежели на холсте или бумаге.
 
   Но оказалось, что этот таинственный внутренний зов рождается в душах совершенно разных людей, независимо от возраста, образования, рода деятельности, а потом не умолкает годами!.. Нам звонят бухгалтера, врачи, музыканты, домохозяйки, менеджеры… и говорят примерно одно и то же: мечтаю заниматься керамикой и очень хочу найти людей, у которых я мог бы этому научиться…
 
   Это желание, заставляющее человека искать новый путь и преодолевать множество трудностей, бывает поразительным и необъяснимым. Даже для нас - для людей, которые ради возможности Керамического Творчества пренебрегли многими другими соблазнами.
 
   Много лет, несмотря на частые просьбы, мы отказывались даже от мысли постоянно заниматься преподаванием. Конечно, время от времени проводили мастер-классы, обучали знакомых, вели занятия в детской студии…Но - не более того. Пока Его Величество Случай (или Случайностей не бывает?..) не убедил нас в том, что и людям это часто бывает действительно необходимо, и нам даёт нечто новое - не менее богатое и интересное, чем собственное керамическое творчество.

*   *   *

   Магия керамики имеет чрезвычайно древние корни. Это становится понятным, если познакомиться поближе с историей керамики.
 
   Керамика - самый первый материал, сотворённый руками человека. Её появление стало величайшим событием в истории цивилизации: ведь обожжённая глина дала возможность не только готовить пищу на огне и хранить её, но и возводить прочные жилища, выплавлять металл…
 
   Некоторые исследователи отводят керамике решающую роль в развитии культуры и искусства: это тот универсальный, податливый и пластичный материал, из которого человек мог впервые создавать вещи, следуя собственному замыслу (наскальная живопись и резьба ограничены размерами и твёрдостью камня или кости). Первые гончарные расписные сосуды древних народов сегодня изучаются как маленькие модели мира, создаваемые людьми тысячелетия назад и помогающие им осознать и выразить сложные взаимоотношения Бога, Природы и Человека-Творца; Жизни и Смерти…
 
   Прикосновение к глине - это прикосновение к Вечности… Ведь способы работы с глиной, гончарный круг, процесс обжига - всё это осталось практически неизменным с древнейших времён… В то же время керамика как поликристаллический материал обладает столь многообещающими свойствами, что ей не находится аналогов и в будущем…

*   *   *

   Нам пришлось на своём «творческом веку» перепробовать множество материалов :металл, дерево, стекло, эмаль… Но своё сердце мы отдаём глине. Для нас именно она оказалась способной воплотить в себе неизъяснимое стремление к Божественной Красоте…
 
   Особо хочется сказать о гончарном искусстве. Одно из самых сильных впечатлений – то, как рождается сосуд на гончарном круге. Даже простое наблюдение за работой гончара вызывает глубинное творческое сопереживание; что же говорить о непосредственном участии человека в процессе созидания прекрасных форм из хаоса и небытия…
 
   Занятия гончарным делом развивают способность к особому внутреннему состоянию, сочетающему в себе собранность и расслабленность, ощущение «полёта»… Для успешной работы на круге приходится избавляться от излишнего напряжения и зажима и в то же время достигать полной сосредоточенности… Необходимо научиться сочетать «орлиную хватку» и нежное соприкосновение с глиной. Только тогда малейшее движение мастера изменяет форму рождающегося сосуда, и все превращения глины на круге становятся ему подвластными…
 
   Да и любое взаимодействие с глиной давно признаётся чрезвычайно психотерапевтичным. И не только для детей, ещё не умеющих выражать свои переживания в слове, а и для нас, взрослых, чьи эмоциональные проблемы часто бывают столь же неосознанны и невыразимы…

 *   *   *

   Искусство керамики – это маленькая Вселенная… Недаром оно всегда привлекало выдающихся художников (вспомним хотя бы замечательные керамические работы Врубеля, Поленова, Пикассо, Фальконе…)
 
   К сожалению, особенности национальной культуры привели к тому, что в нашей стране в искусстве керамики не существовало известных имён  в прошлом, не существует их и сегодня. В отличие от Европы, и более всего – Японии, где мастер, владеющий старыми секретами изготовления керамики, или открывший свои собственные, считается «живым национальным достоянием»; ведь в Японии нет деления искусств на «изящные» и «прикладные»…
 
   Однако и в России есть люди, влюблённые в керамику и посвятившие ей десятилетия своей жизни. Хотелось бы, чтобы не были преданы забвению уникальный творческий опыт и знания, которые невозможно почерпнуть из книг (да и литературы на эту тему существует крайне мало!) И всё сильнее звучит в душе призыв: пора передать новому поколению накопленное годами, дабы не прерывался Путь, проложенный предыдущими…
 
   И если будет на то Ваша добрая воля, то «и будет яко древо, насаждённое при исходящих водах, и плод свой даст во время своё»…
 
   Достойны ли мы стать наставниками в этом непростом деле?.. Работы художника говорят о нём больше, чем исповедь. Поэтому мы приглашаем Вас поближе познакомиться с нашим Интернет-сайтом «Творческая мастерская «Капля Росы». Ведь здесь представлена не только большая галерея керамических и живописных работ, но ещё и – наши заметки-размышления о сути творчества, о замечательных свойствах красного фарфора и фаянса; маленьких Открытиях и Откровениях…
 
   Да сбудется желаемое, и станет возможным поселить в чьём-то сердце «необоримое стремление, которое ничем не может быть удержано по чистой и неизменной любви к Божественной красоте и по всецелой наклонности к истинно-вожделенному»…  
 
 
       Как происходит обучение
 
 
       Очень кратко: что, где, когда, как и сколько…
 
   Что:
 
   Чему можно у нас научиться
 
   - Основам гончарного мастерства
 
   -Основам работы с глиняными массами
 
   -Различным техникам декорирования керамики
 
   -Правилам сушки и обжига изделий
 
   Где:
 
   Наша мастерская находится в центре Москвы, недалеко от ст.м. «Ул. 1905 года» (15 минут пешком).
 
   Вы будете заниматься в маленькой, но чистой и уютной мастерской
 
   Когда:
 
   Занятия в удобное для вас время.
 
   Это значит, что вы сможете заниматься и в выходные дни, и вечером, после работы; в те дни, когда вам удобно.
 
    Продолжительность каждого урока зависит от содержания урока, Вашего индивидуального темпа работы, настроения и состояния.
 
   Очень важно! Пожалуйста, загляните в раздел "Новости" нашего сайта! Там всегда есть актуальная информация по поводу того, когда новички смогут начать обучение. Дело в том, что в течение уже нескольких лет существует большая очередь желающих обучаться именно в нашей мастерской. Для них существует "лист ожидания" (подробности на данный момент - в "Новостях" сайта)...
 
   Как:
 
   Занятия проводятся по индивидуальной программе
 
   То-есть, мы стремимся дать каждому то, что он хочет. Или - сначала помочь понять, что же он хочет; выявить неосознанные желания и возможности и воплотить их в реальность. Поэтому мы берём учеников с самым разным опытом: от абсолютных новичков до зрелых мастеров.
 
   Вы можете остановиться на начальном уровне, а можете продолжать совершенствоваться в любой выбранной технике, взяв столько уроков, сколько вам необходимо. Можно также поработать самостоятельно и вернуться к нам спустя некоторое время для дополнительных уроков или консультаций.
 
   Мы стремимся помочь ученику обрести свой творческий почерк, своё лицо… А затем - внимательно следим за его успехами и неудачами, при необходимости оказывая помощь и поддержку.
 
   Уроки проходят «один на один» с мастером.
 
   А точнее - Вас будут обучать два опытных преподавателя, постоянно работающих в керамике. Это даёт возможность сформировать наиболее комфортный для вас, индивидуальный стиль работы.
 
   Оборудование и материалы
 
   Всё, что потребуется Вам в процессе обучения (глина, гончарный круг, краски и глазури; кисти и резцы, печь для обжига…и многое-многое другое) - всё это будет предоставлено в мастерской. Стоимость этой услуги уже включена в стоимость обучения.
 
   Сколько
 
   Мы стремимся по возможности максимально эффективно использовать время урока. Оплачивается каждый урок отдельно, поэтому Вы можете закончить или продолжить занятия по своему желанию, и не будете ничем связаны.
 
   Уже на первых уроках непременно появятся пусть простые и небольшие, но изготовленные Вашими руками изделия.
 
   Даже после небольшого курса обучения у Вас будет собственная коллекция различных работ (а базовый курс из 20 уроков - это 15-17 вполне достойных вещиц, которые уже сами по себе возместят Вам большую часть стоимости обучения).
 
   Мы стараемся за время нашего общения передать ученикам как можно больше из того, что знаем и умеем сами.
   Для нас важны не только успехи нашего ученика в освоении керамических премудростей, но и его внутренний рост, его душевный отклик на всё происходящее. Для нас Керамика - не ремесло, а истинное Искусство …
 
 
       Принципы нашего обучения (самая важная информация - подробно!)
 
 
   Мы предлагаем обучение, основанное на определённых принципах. Наш опыт показывает, что следование именно этим принципам ведёт к успеху.
 
   Мы и сами учимся всю жизнь: друг у друга, у хороших книг и замечательных, мудрых людей. 
   Поэтому мы считаем, что главное - уважение к личности ученика, внимание к его желаниям и индивидуальным особенностям, стремление максимально полезно использовать время урока. То-есть, мы стремимся дать каждому то, что он хочет. Или - сначала помочь понять, что же он хочет; выявить неосознанные желания и возможности и воплотить их в реальность. При этом обучение должно бытьдля ученика комфортным и внешне, и внутренне. В этом смысле наше обучение можно назвать «элитным». Внимательно прочитав этот раздел, Вы сможете сами оценить, подходит ли именно Вам то, что мы предлагаем.
 
 
    Занятия проводятся по индивидуальной программе.
 
   Ведь каждый ученик проходит свой собственный Путь. Особенно это важно для занятий керамикой потому, что возможности её поистине безграничны, и каждый волен избрать только те способы работы с глиной, которые ему более всего интересны, или которые лучше всего у него получаются.
 
   Кроме того, к нам приходят люди с самым разным начальным опытом: от абсолютных новичков, не пробовавших до сих пор даже рисовать, до зрелых мастеров, окончивших Строгановское художественно-промышленное училище, но желающих освоить что-то новое. И конечно, запросы таких учеников совершенно различны.
  
   Обычная практика других керамических курсов основана на принципе «мы лучше знаем, что вам нужно». Занятия проводятся по строго определённой программе: или «понемногу обо всём» (а в результате - ученик получает только общее представление о способах работы с керамикой, но реально не владеет ни одним из них); или - преподаётся исключительно то, что умеет сам учитель (а многие керамисты в работе используют минимальный набор техник и приёмов) - тогда у ученика нет выбора. И в том, и в другом случае полезными для ученика оказываются всего 30-40 % уроков. Занятия по жёсткой программе выгодны лишь преподавателю, всегда дающему однажды подготовленный материал. Мы готовимся к каждому уроку специально; потому что и работы каждого ученика, и путь, которым он следует при обучении - неповторимы.
 
 
     Первая встреча  Ученика и Мастеров - одна из самых важных.
 
   Это - Знакомство и с будущими учителями, и с условиями мастерской, где будет проходить обучение, но самое главное - ученик видит «живьём» множество работ художников из их коллекции. Только тогда он сможет представить себе, чему он сможет научиться, и какого уровня при желании он сможет достичь.
 
 Обычно почти сразу происходит выбор содержания ближайших уроков: какими техниками я хочу овладеть? Учитель обязательно подскажет, с чего стоит начинать, какие навыки послужат основой для дальнейшего овладения мастерством керамиста, без чего нельзя обойтись… Так складывается примерная программа занятий на ближайшие недели, которая потом будет постоянно корректироваться. Обычно эта встреча длится два-три часа, и, разумеется, учеником не оплачивается.
 
 
      Уроки проходят «один на один» с мастерами.
 
   Ведь каждый человек работает в своём темпе, различные техники тоже осваиваются по-разному. На гончарном круге это зависит от физических данных, координации, умения сконцентрироваться или расслабиться в нужный момент, тактильной чувствительности; при освоении техник декорирования - от художественных способностей, глазомера, уровня развития пространственного воображения и тонких движений пальцев.
 
   Вас будут обучать два опытных преподавателя, постоянно работающих в керамике: один будет обучать гончарному делу, другой - декорированию. Это означает, что у вас не будет никаких перерывов в работе: если, согласно вашему проекту, после работы на круге вам нужно будет сразу же заняться лепкой или росписью, вы тут же перейдёте к другому преподавателю, где уже будет готово и рабочее место, и все необходимые материалы. Мы стараемся чередовать разные виды работы даже на одном уроке: во-первых. чтобы изготовить задуманную вещь в самые короткие сроки; во-вторых, чтобы ученик не уставал от однообразной деятельности.
 
   На протяжении всего урока мы отслеживаем ваши действия, вовремя делая подсказки и исправляя ошибки. Это даёт возможность сформировать наиболее комфортный для вас, индивидуальный стиль работы. Поскольку один из нас имеет профессиональное психологическое образование, мы вправе утверждать: именно такое обучение наиболее эффективно.
 
   Занятия в группе опять же удобны только для преподавателя. Хотя их стоимость для отдельного ученика несколько ниже, «коэффициент полезного действия» группового урока для ученика - меньше уже намного. А вот итоговая прибыль учителя от каждого урока всё равно больше в несколько раз…
 
 
     Занятия в удобное для вас время.
 
   Это значит, что вы сможете заниматься и в выходные дни, и вечером, после работы; в те дни, когда вам удобно.
 
   У этого правила есть два ограничения: ученики, пришедшие раньше, имеют преимущество в выборе времени занятий.
 
   Другой важный момент: керамика весьма требовательна в части технологии. Если мы хотим получить готовую вещь, необходимо работать с ней в определённые сроки, чтобы глина достигла оптимального состояния влажности и ни в коем случае не пересохла. Поэтому лучше всего заниматься два раза в неделю, через два-три дня. Если по каким-либо серьёзным причинам вы не сможете прийти на занятие, всегда можно договориться о переносе его на другое время.
 
   Наша мастерская находится в центре Москвы, недалеко от ст.м. «Ул. 1905 года» (15 минут пешком).
 
 
     Принцип продолжения и поддержки.   
 
   Как правило, поначалу ученику бывает сложно ориентироваться во всём многообразии вариантов работы с керамикой. Проходит время, появляются новые знания и умения, а с ними приходит и уверенность в своих силах, рождаются новые желания.
 
   Вы можете остановиться на начальном уровне, а можете продолжать совершенствоваться в любой выбранной технике, взяв столько уроков, сколько вам необходимо ( в пределах 60 полных часов). Можно также поработать самостоятельно и вернуться к нам спустя некоторое время для дополнительных уроков или консультаций.
 
   Мы стремимся помочь ученику обрести свой творческий почерк, своё лицо… А затем - внимательно следим за его успехами и неудачами, при необходимости оказывая помощь и поддержку.
   Мы очень дорожим теми тёплыми и творческими отношениями, которые возникают между нами, ведь это - истинное сокровище…Такое сопровождение (точнее - сотрудничество) продолжается не один год, а с некоторыми бывшими учениками мы даже проводили совместные выставки керамики в одной из московских галерей.
 
 
     Мастерская, оборудование и материалы.
 
   Всё, что потребуется Вам в процессе обучения (глина, гончарный круг, краски и глазури; кисти и резцы, печь для обжига…и многое-многое другое) - всё это будет предоставлено в мастерской. Стоимость этой услуги уже включена в стоимость обучения.
 
   Вам понадобится только крем для рук, которым вы привыкли пользоваться, и удобная рабочая одежда. Кстати, вопреки всеобщим представлениям, она практически не пачкается (за исключением, может быть, первых уроков гончарного дела).
 
   Вы будете заниматься в маленькой, но чистой и уютной мастерской. Даже работать  Вы будете практически в домашних условиях, не говоря уже о возможности переодеться, вымыть руки, попить чаю.
   В нашей мастерской:
   - всегда чисто, поскольку для нас только в таких условиях возможна продуктивная работа;
   - уютно (жалюзи скрывают уличную суету);
   - красиво (вокруг - готовая керамика);
   - летом - прохладно (работает небольшой кондиционер);
   - зимой - тепло;
   - днём - светло (рядом большие окна);
   - вечером - хорошее искусственное освещение;
   - вытяжка и листва хлорофитума очищают воздух;
   - тихо играет музыка: классика или джаз - по вкусу и по настроению.
  
   Фотографии мастерской вы можете увидеть по этой ссылке: www.at-art.ru/training/masterskaya/
 
 
   Обучение гончарному мастерству проводится на профессиональном гончарном круге с большим нижним маховиком. Такой круг сложно изготовить, поэтому в Москве на нём редко работают даже мастера. Но именно на нём ученики гораздо быстрее осваивают технику подъёма глины.
   Можно раскручивать круг как с помощью мотора, так и толканием ноги. Это очень удобно: вы можете легко получать желаемую скорость вращения.
   Благодаря наличию маховика скорость оборотов круга снижается плавно и именно так, как нужно: высокая при центровке глины и при работе с дном изделия, низкая - при подъёме стенок. Абсолютный свободный ход при работе ногой даёт максимальные возможности при выполнении дополнительных операций. Поэтому все, кому довелось поработать на таком круге, оценивают его как несомненно лучший по сравнению с современными "любительскими" кругами, оснащёнными педалью и переключателем, но не имеющими маховика.
  
   Как правило, ученики начинают оборудование своей мастерской ещё в процессе обучения. Мы постараемся ответить на все вопросы, связанные с этим.
 Ученик получит подробный список всего необходимого в дальнейшей работе; информацию, где и какие материалы и инструменты можно приобрести.
 Если Вы захотите заказать где-либо гончарный круг (приобрести готовый - довольно дорогое удовольствие), мы бесплатно предоставим все необходимые чертежи.
 
   Если Вы сможете самостоятельно изготовить или заказать где-то печь для обжига керамики (что обходится также намного дешевле покупки готовой), мы обучим Вас тому, как сделать печь среднего размера с полным автоматическим управлением (аналогичной мы пользуемся сами). Такая печь занимает небольшое пространство (70х50х50 см), однако полностью обеспечивает обжиг двум профессионально и постоянно работающим керамистам. Вам будут предоставлены чертежи, комплектация и схема сборки печи.
   Если же у Вас какое-то время не будет условий для самостоятельной работы - мы сможем обжигать Ваши вещи в своей печи за небольшую плату.
 
 
     Принцип экономии.
 
   Мы стремимся по возможности максимально эффективно использовать время урока.
 
   Во-первых, сам процесс обучения какой - либо технике состоит из трёх шагов: показ мастером, самостоятельная работа ученика под наблюдением мастера, повторение через некоторое время для закрепления навыка.   
 
   Некоторые приёмы работы на гончарном круге требуют более длительного освоения, что же касается методов декорирования керамики - двух или трёх попыток обычно бывает вполне достаточно. Поэтому мы часто даём ученику незаконченные вещи для того, чтобы он поработал с ними дома самостоятельно.
 
   Во-вторых, те операции, которые повторяются постоянно на каждом изделии, мастер сделает за Вас -  для того, чтобы не тратить время урока на то, что вы уже освоили. Например, Вам не придётся всякий раз готовить глину для работы на круге, глазуровать изделия и т.п. - к Вашему приходу всё будет готово. Если понадобится изделие-основа для освоения какой-либо техники - его также изготовит мастер и подсушит до нужного состояния. Вам не нужно будет ни размешивать глазури и ангобы, ни процеживать растворы пигментов... ни убирать за собой рабочее место.
   Подготовительные и заключительные операции занимают довольно большое время. К примеру. правильно приготовленная глина - это не менее, чем половина успеха работы на круге! На каждое занятие заранее готовится разная глина, что занимает 15-20 минут поначалу, а затем, когда вы работаете быстрее и с изделиями большого размера, на подготовку глины уходит до часа! Ученики оценивают эти затраты только тогда, когда начинают работать самостоятельно...
 
   Ещё один важный момент. Вы сотворили вещь на гончарном круге. А что дальше?.. Забрать домой своё детище вы пока не сможете: оно слишком влажное и мягкое. Чтобы продолжать с ним работу, нужно его медленно и правильно подсушить до нужного состояния. Теперь это наша забота: следить за вашим горшочком, как за малым дитём: проверять, насколько он окреп и подсох, вовремя укрыть или увлажнить. И даже когда вы закончите работу с изделием, нам предстоит ещё долго о нём заботиться: бережно досушивать, глазуровать, обжигать.
 
   Кроме того, Вам не придётся ничего записывать во время урока или после него: вся нужная информация, описание всей последовательности действий, все «хитрости» техник декорирования - всё Вы получите в вордовских файлах в удобном для вас варианте.
 
   Продолжительность каждого урока зависит от содержания урока, Вашего индивидуального темпа работы, настроения и состояния. Как правило, это 1,5-2 часа, но бывает и до трёх, если ученик не устал и хочет довести какую-то работу до конца, чтобы поскорее получить готовую вещь.
 
   Оплачивается каждый урок отдельно, поэтому Вы можете закончить или продолжить занятия по своему желанию, и не будете ничем связаны.
 
 
     Принцип практического создания завершённых керамических работ.
 
   Мы считаем, что основа обучения искусству керамики - несомненно практика. Что касается теоретических сведений - тут уже только вы сами сможете решить, насколько вы готовы тратить время на прослушивание сведений по истории керамики; на постижении тонкостей физики и химии глазурей, глин и их взаимодействия во вренмя обжига. Знания такого рода вы можете освоить тогда, когда вам это удобно; и в том объёме, в каком это вас интересует на данный момент. Поэтому мы в процессе обучения даём вам только тот объём теории, который необходим для реальной практической работы, и именно тогда, когда это нужно.
 
 
   Уже на первых уроках непременно появятся пусть простые и небольшие, но изготовленные Вашими руками изделия.
 
   Мы стремимся к тому, чтобы все они были доведены до конца: глазурованы, так или иначе декорированы и обожжены. У нас почти не бывает «черновиков» и проб, которые затем выбрасываются или отправляются обратно в глиняную массу. Каждое изделие - пусть не всегда очень удачное - будет для Вас образцом той или иной техники, и эта иллюстрация - лучше любых слов.
 
   Даже после небольшого курса обучения у Вас будет собственная коллекция различных работ (а полный курс из 20 уроков - это 15-17 вполне достойных вещиц, которые уже сами по себе возместят Вам большую часть стоимости обучения).
 
   Важно и то, что ученик может в процессе обучения наблюдать, как работают его учителя; как рождается художественная керамика - от сырой глины до окончательного обжига. Поскольку наша постоянная коллекция работ насчитывает несколько десятков вещей, мы всегда можем показать, какой результат даёт та или иная техника, к чему следует стремиться.
 
 
     Принцип Сотворчества.
 
   В каждом из нас живёт искорка Творчества.
Не столь важно, каковы Ваши художественные способности, и как быстро Вы осваиваете способы работы с глиной. Главное - насколько Вам это нравится, радуется ли Ваша душа тому, что Вы делаете.
  
   Самое большое сокровище, которое Вы можете при этом получить - не только те знания и умения, которые позволят вам в дальнейшем заниматься керамикой самостоятельно. Это - Радость Творчества, соприкосновения с Прекрасным.
    Ведь каждый человек смутно осознаёт потребность выразить себя творчески, но часто не верит в свои способности, и даже не подозревает о том, какой кладезь таится в его душе и руках…
 
   Обратите внимание: мы не готовим художников, не обучаем специально живописи, рисунку, композиции. К нам приходят люди с очень разными художественными навыками: очень многие из них никогда не занимались рисованием или лепкой. Но это не является препятствием! Мы учим преимущественно керамическим технологиям, показываем, как это делать.
 
   Но с самых первых шагов мы стремимся научить человека смотреть на мир глазами Художника и Творца, найти свой собственный стиль и выразительные средства. И помогают нам в этом мудрые мира сего, наши Учителя - и ныне живущие, и ушедшие много веков назад, но оставившие себя в мудрых словах  и картинах или скульптурах…
    Поэтому для нас крайне важно найти точки соприкосновения с нашими учениками: мы стараемся за время нашего общения передать им как можно больше из того, что знаем и умеем сами. И часто это даёт удивительные результаты: неожиданные и радостные и для ученика, и для нас...
 
   Увидеть творения наших учеников вы можете по этой ссылке: www.at-art.ru/training/gallery/
 
   А здесь - слова и впечатления учеников об их Пути в Керамике: www.at-art.ru/training/masterskaya/responses/
 
   Для нас важны не только успехи нашего ученика в освоении керамических премудростей, но и его внутренний рост, его душевный отклик на всё происходящее. Для нас Керамика - не ремесло, а истинное Искусство, и мы не можем не искать единомышленников…
   И мы очень благодарны нашим ученикам за то, что возвращают они нам, за то, чему нас учат.
 
   После урока -  иногда чаепитие и общение; конечно, по желанию ученика, но отказываются от него крайне редко…
    Ведь оно - не только для того, чтобы подкрепить силы целебными луговыми уральскими травами и мёдом со своей пасеки, а и для того, чтобы оглянуться назад и посмотреть вперёд; обсудить успехи и проанализировать ошибки, поразмышлять о будущем, посоветоваться, просто поговорить…Как оказывается впоследствии, это - очень важное время, от которого ученик тоже многое получает.
   Есть у нас и события, которые отмечаются особо и торжественно. Это - Праздник Первого Горшочка (для тех, кто осваивает гончарное дело) и Праздник Первой Керамики  (когда после обжига достаётся из печи первая самостоятельная работа ученика). И, конечно, Выпускной Вечер, где ученик, прошедший курс обучения, символически принимается в Фарфоровый Орден Рыцарей Керамики, которая отныне, как Прекрасная Дама, будет в его жизни всегда…
 
 
      Несколько слов об обучении детей
 
   Для юных дарований занятия керамикой – это возможность познать себя в новом виде творчества; попробовать более широкую палитру художественных средств.
   Ведь глина – совершенно особый материал, работа с которым развивает и обогащает способности любого ребёнка, независимо от того, какие виды творческой деятельности он изберёт для себя впоследствии.
 
   Начинать обучение керамическому делу можно в самом раннем возрасте; просто на каждом этапе могут решаться свои учебные и творческие задачи, учитывающие и возрастные, и индивидуальные особенности детей.
    Занятия эти чрезвычайно полезны для всех: ведь они прекрасно развивают тонкую моторику пальцев, координацию, образное мышление и воображение; учат взаимодействовать с объёмом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.
 
   Прикосновение к таинствам рождения керамики никого не оставляет равнодушным. Многие удивительные превращения красок, глины, глазурей на пути к Керамике творит Огонь; и «приручение» этих сил – настоящее волшебство для маленького Творца…
 
 
 Чему можно у нас научиться (примерная краткая программа курса керамического мастерства)
 
Основы гончарного мастерства
 
1. Подготовка глиняной массы для работы на круге.
 
2. Центрование глины
 
3. Приёмы поднятия глиняного цилиндра (конуса)
 
4. Придание изделию нужной формы; сужение и расширение цилиндра
 
5. Обтачивание гончарного изделия
 
6. Особенности изготовления на круге деталей гончарного изделия (носиков, ручек, крышек, декоративных элементов и др.)
 
7. Сложные гончарные изделия (из двух и более частей).
 
8. Особенности работы с различными массами (красная глина, фаянс, фарфор, шамот).
 
Основы работы с глиняными массами
 
1. Работа с глиняными пластами
 
Глиняные пласты 
 
     - в качестве основы для изготовления панно
      - для декорирования керамики
     - создание целостных изделий из пластов
 
 
  
2. Работа с оттисками на глине
 
     - Изготовление декоративных деталей с помощью рельефных предметов и форм
      -использование материала для получения растительных отпечатков – «живых» трав и листьев.
      - изготовление для зимнего периода гипсовых или керамических слепков
 
3. Соединение («склейка») глиняных деталей
 
4. Технологические особенности глиняной скульптуры
 
            
5. Особенности работы с различными массами (красная глина, фаянс, фарфор, шамот).

Техники декорирования керамики

1. Гравирование

   

2.Резьба

   

3.Декорирование шликером.

4. Декорирование ангобами

   

5. Декорирование рельефными элементами

6.Техники росписи

   

- Роспись пигментами (подглазурными красками) по утильному (обожжённому) черепку
- Роспись цветными глазурями

   

- Роспись надглазурными красками

- Техника «сграффито»

   

7.Авторские техники декорирования

-«Акваживопись» по керамике

   

-«Листья и травы»

   

8. Смешанные техники декорирования

   

9. Использование аэрографии для выполнения росписи

   

Глазурование керамики

-подготовка глазури
- показатели при выборе глазури
-глазурование
-аэрографом
-окунанием
-поливом
-кистью

Сушка и обжиг изделий

-Правила сушки глиняных изделий
-разные состояния глины, используемые для разных методов декорирования;
-способы замедления и ускорения сушки;
-усадка изделий при сушке;
-особенности сушки сложных многосоставных изделий.

Правила обжига:

- характеристики и параметры печей;
- как правильно произвести загрузку изделий;
- что происходит в процессе обжига (физика и химия);
- режим (график) обжига и охлаждения керамики;
-особенности политого (глазурованного) обжига.

История керамики

 

     А теперь - о том, чему мы, к сожалению, не сможем Вас научить.

     Есть ряд технологий при работе с керамикой, которые мы не используем. Чаще всего это связано с теми способами работы, которые призваны увеличить тираж однотипных керамических изделий (изготовление гипсовых форм, литьё изделий из шликера - жидкой глиняной массы и т.п.). Мы также не работаем с белым фарфором; с некоторыми видами глазурей и материалов, требующих специальных условий обжига и экологически небезопасных (высокопотёчные свинцовые, люстровые; восстановительные глазури; препараты золота и платины, соли металлов; «задымление» керамики). . Тем не менее, мы владеем общей информацией по перечисленным технологиям и можем предоставить её желающим.

 Вместо послесловия, или О трудностях, и не только

Керамика очень многое даёт, но и многого требует, особенно поначалу.
Не спешите. Подумайте: достаточно ли сильно Ваше желание заниматься керамикой, поможет ли оно Вам преодолеть неизбежные трудности?
Готовы ли Вы к тем временным и финансовым затратам, которые вам предстоят?
Найдётся ли у Вас место для последующей самостоятельной работы, для размещения необходимого оборудования, материалов и изделий?..
Загляните в раздел нашего сайта под названием «Рождение керамики», познакомьтесь с процессом её создания.

Конечно, вариантов работы с глиной существует множество. Вы сможете обходиться не только без гончарного круга, но даже без специальных пигментов и глазурей, выбрав для себя наиболее простые способы работы. Однако, в любом случае Вы не сможете обойтись без обжига - иначе глина никогда не станет керамикой… Да и жаль лишать себя тех богатейших возможностей, которые предоставляет глина в условиях оборудованной мастерской - пусть даже очень маленькой. Поэтому - стоит серьёзно подумать, прежде чем начинать обучение.

 «В утешение» можем сказать, что все затраты необходимы лишь на начальном этапе. Оборудование для керамической мастерской очень долговечно и быстро окупается. Не только в материальном плане, но и в том, сколько радости доставит Вам и Вашим близким новорождённая керамика, которая без Вас никогда не появилась бы на свет…

И только если, заглянув внутрь себя, Вы уверитесь в том, что Ваше стремление к Творчеству - не сиюминутный порыв, а ровное и сильное душевное горение, тогда - милости просим в нашу мастерскую… И мы вместе пойдём по этому Пути: от мира сего - к себе, как к Миру…

     Ибо сказано: Когда готов Ученик, приходит Учитель

 
 Наверх
 
Rambler's Top100
 
 
доставка грузов