"Слова и откровения"
О гончарном искусстве
Чудо красного фарфора
О фаянсе
Рождение керамики
О пастельной живописи
Для коллекционеров
Видеосюжеты
Керамика плюс...
Керамика: мифы и реальность
Мастер-класс для покупателей
Керамика: как мы это делаем

Керамика: как мы это делаем

  Главная

О Нас

Новости

О творчестве
Размышления и диалоги

Наша галерея

Авторская керамика -
подарок особенный…


Обучение


Литературное творчество

Публикации

Контакты

Карта сайта

English

Итак, мы рассказали вам, как наша керамика «рождается на свет» – обо всём понемногу, будто в кратком путеводителе по «местным достопримечательностям».

А теперь давайте посмотрим, как делается керамика поэтапно – на примере только двух наших работ.

Нет, это будет совсем не «пошаговая инструкция» с описанием всего процесса и подробным указанием необходимых материалов и инструментов, а просто несколько кадров и комментарии к ним, запечатлевшие довольно долгий путь от комка глины к завершённому изделию.

И начнём мы этот маленький экскурс всего-навсего с изготовления несложного колокольчика высотой 14 сантиметров.

 

Всё начинается с подготовки глины: её нужно тщательно перемять, придать ей необходимую влажность, однородность, удалить комочки, примеси и пузырьки воздуха. Специальные машины-экструдеры, облегчающие этот процесс, обычно имеются только на крупных производствах. Керамисты в частных мастерских готовят глину для лепки вручную. Гончары же не доверяют полностью даже экструдерам – предпочитают после него ещё раз размять и «разогреть» глину руками.

 

 

Теперь – на гончарный круг! Центруем глиняный шар-заготовку, закладываем донышко (в нашем случае – верхушку колокольчика).

 

Затем гончар вытягивает-поднимает стенки колокольчика – сразу конусовидной формы, с небольшим расширением вверху.

 

 

После этого мастер придаёт изделию окончательную форму, снимает верхний слой размоченной глины. Теперь колокольчик нужно подсушить в щадящих условиях, это займёт один-два дня.

 

 После такого «подвяливания» наш колокольчик снова попадает на гончарный круг. Его опять нужно установить строго по центру верхнего диска и обточить – придать большее изящество форме, выровнять и загладить стенки, подчеркнуть детали.

 

Гончарная часть завершена. Можно приступать к декорированию работы.

 

Прежде всего добавляем скульптурные детали.

Из мягкой глины лепим заготовку верхушки, затем прочно склеиваем её с изделием с помощью шликера (жидкой глины), а после периода подсушивания (1-2 дня) заготовку нужно доработать – убрать всё лишнее, вырезать и выгравировать детали.

 

Колокольчик уже заметно подсох, но влаги в нём ещё достаточно: это состояние глины нужно вовремя захватить, чтобы успеть сделать гравирование самого рисунка. Рисунок расположен по всему тулову колокольчика, и, хотя сам он кажется небольшим, однако диаметр 10 см даёт «развёртку» для рисунка длиной уже в 30 см!

             

 

После нанесения рисунка колокольчик снова отправляется на сушку. Требуется ещё несколько дней для того, чтобы он высох окончательно и был готов к первому обжигу, на котором глина превратится в керамику.

 

Рисунок, выполненный в технике гравирования по глине, перед обжигом нужно выделить специальным тёмным пигментом, чтобы он был хорошо виден на фоне.

 

Итак, пришло время обжига! Печь должна медленно достичь температуры в 980 градусов и так же постепенно остыть. Цикл одного обжига занимает около 20 часов.

Теперь у нас в руках уже настоящая керамика. Но работа с изделием ещё далеко не закончена!

 

Весь черепок колокольчика мы тонируем специальным красящим веществом для получения более «красного», терракотового оттенка.

 

И только после этого колокольчик покрывается глазурью изнутри. Пока глазурь выглядит как тонкий слой белого порошка – и только на втором обжиге этот порошок превратится в прозрачное стекло.

На этой фотографии видна фехралевая петелька для подвешивания билы: она изготавливается заранее вручную и вставляется ещё на этапе лепки в мягкую глину, а на обжиге закрепляется в керамике очень прочно.

 

Рисунок расписывается цветными глазурями, которые также расплавятся во время обжига и превратятся в яркое разноцветное стекло. А пока этого не произошло, цвета глазурей сильно отличаются от конечных, они тусклые и «разбеленные», поэтому художник делает роспись почти «наугад», опираясь на свой большой опыт.

Снаружи на стенки колокольчика тоже нужно нанести и красочные оттенки, и прозрачную глазурь, которая закроет поры керамического черепка и сделает его водонепроницаемым. Мы делаем это с помощью напыления аэрографом – так можно достичь наилучшего результата. Но такая работа требует и дополнительного оборудования (компрессор, аэрограф, бокс для напыления), и, конечно же, времени для подготовки материалов и уборки.

 

И вот, наконец – второй обжиг!
Он тоже длится почти сутки. И только после остывания печи можно увидеть, удалось ли задуманное. Если нет – потребуются дополнительные обжиги, такие же по продолжительности, даже если к работе добавлено всего-навсего несколько мазков глазурью.

          

И даже если работа получилась хорошо, она ещё потребует нашего времени и усилий. К колокольчику нужно подвесить билу, а. кроме того, матовую часть черепка мы шлифуем вручную, чтобы добиться ощущения гладкости и шелковистости керамики без глазурно-стеклянного блеска.

 

Разумеется, технологии мастеров-керамистов сильно различаются: кто-то из них стремится максимально ускорить и упростить изготовление вещи, кто-то – не жалеет времени и усилий, чтобы получить желаемый результат даже на небольшом по размеру изделии.

Чтобы различать все эти нюансы и правильно оценить работу, нужны некоторые познания и опыт, но они вполне доступны даже начинающему любителю керамики.

Несколько подробнее мы рассказали об этом в разделе «Мастер-класс для покупателей керамики» - www.at-art.ru/creativity/sell/

 

А мы с вами двинемся дальше, по маршруту гораздо более сложному: посмотрим, как создавался большой чайник с деревянной ручкой и множеством сюжетных деталей.

Поскольку вы уже знакомы с основными принципами и приёмами изготовления керамики, мы не будем здесь говорить о них подробно. Тем не менее, вы сможете увидеть, сколько общего есть в работе над маленькими и большими, простыми и сложными вещами. И те, и другие требуют от керамиста не только знаний и умений, а ещё и терпения, внимания и времени.

Итак, представляем вам чайник «Вечерняя сюита». Его высота с ручкой – 29 сантиметров, а вместимость – больше двух литров!

Но работа над ним начиналась также с подготовки глины вручную. Конечно, её потребовалось гораздо больше, примерно 2,5 килограмма, и поэтому готовилась она в несколько приёмов.

На фотографии вы видите тулово будущего чайника диаметром около 20 сантиметров, только что выкрученное на гончарном круге.

 

Если заглянуть внутрь, станет понятно, что донышка пока нет. Технология изготовления чайников такого размера и формы требует особого подхода. Сделать на круге тулово целиком в данном случае не только очень сложно, но и рискованно: при сушке такой большой массы глины высока вероятность деформации и растрескивания.

 

А вот и будущее донышко! Оно изготавливается отдельно; медленно и бережно подсушивается и обтачивается на круге: так, чтобы оно было однородным по толщине и хорошо подходило к тулову чайника по размеру.

           

 

Тулово к этому времени также должно быть слегка подсушено, поскольку нам предстоит соединить его с дном. Тщательно размачиваем шликером места соединения – и прочно, но очень осторожно склеиваем обе части. Ни в коем случае нельзя при этом допустить искривления стенки и горлышка будущего чайника: ведь тогда крышка попросту в него не «сядет».

 

Не забываем, что у чайника должен быть носик! Для его изготовления мастер вытягивает на гончарном круге заготовку – конус нужного размера и формы, полый внутри.

   

 

Кроме носика, этому чайнику потребуются и другие детали: крышка, заготовка для «камина» на боку, будущая «труба» для крепления ручки. Все они делаются на круге, подсушиваются и обтачиваются – конечно, каждая деталь в отдельности.

                  

 

Тем временем тулово с приклеенным донышком окрепло и подсохло. Теперь нужно обточить его целиком – так, чтобы склейка была незаметной, а стенки – ровными и гладкими.

    

 

Гончарная часть завершена. Для неё потребовалось множество специальных инструментов и приспособлений – лекала, резцы, петли, губки.

 

Начинается декорирование чайника – и здесь тоже прежде всего выполняется скульптурная работа.

Для «камина», который располагается на боку чайника, мастер вырезает в тулове отверстие нужной формы и вклеивает в него заготовку, заранее изготовленную на круге.

Конечно, при всех замерах и расчётах идеального соответствия здесь добиться невозможно, поскольку каждый чайник делается вручную и не может быть повторен с большой точностью. В то же время «камин» должен не только гармонично вписываться в тулово чайника, но и очень плотно прилегать к стенкам отверстия для полной герметичности. Поэтому подгонка «камина» и склейка его с туловом – дело длительное и кропотливое.

                    

Не только снаружи, но и внутри эта часть должна выглядеть аккуратно и, конечно, не иметь ни малейшей щёлочки.

 

Пришла очередь носика. Заготовка для него должна быть ещё влажной и податливой: нам нужно её согнуть и лишь затем подсушить и срезать лишнюю глину в области прилегания к тулову. Опять – неспешная и постепенная подгонка одного к другому – так, чтобы носик красиво выглядел, находился на нужной высоте (иначе чай из него начнёт выливаться раньше, чем наполнится чайник!) и был удобен для наливания чая.

  

 

И конечно, в тулове заранее проделываем отверстия для слива.

Носик приклеен, «швы» аккуратно заглажены.

  

 

Кроме этого, у чайника есть ещё несколько скульптурных деталей. Одни из самых важных – «труба» и «ствол дерева», к которым впоследствии будет прикрепляться ручка. Эти детали лепятся вручную и прочно склеиваются с туловом. Пока они выглядят грубовато, но очень скоро мастер вернётся к ним – срежет лишнюю глину, загладит, вырежет и выгравирует рисунок. Просто вначале склейки должны окрепнуть, а глина – слегка подсохнуть.

  

 

Видите: «ствол дерева» обретает «сучки» и рельеф «коры», на крышке чайника появляется «труба дымохода» и «чердачное окошко».

 

 

А здесь все скульптурные детали - и функциональные, и декоративные, - уже готовы и склеены с чайником.

 

 

: Отдельно изготавливаем те мелкие предметы, которые понадобятся позже.

 

 

Пока масса ещё не высохла окончательно, наносим красочный фон цветными глинами-ангобами.

 

Затем выполняем резьбу и гравирование рисунка по всему тулову чайника:

   

 

Гравируем рисунок и по фону, декорированному ангобами:

 

Вносим в линии рисунка специальный керамический пигмент контрастного чёрного цвета.

 

Далее последует весьма длительная и бережная сушка (чем сложнее изделие, чем больше в нём различных глиняных деталей, тем дольше идёт просушивание), – и наконец первый обжиг!

Чайник стал керамическим и готов к дальнейшей работе с ним.

  

 

Тонируем черепок до терракотового цвета:

 

Глазуруем чайник и крышку внутри:

 

Покрываем прозрачной глазурью линии рисунка:

 

Расписываем весь рисунок цветными глазурями и пигментами:

 

С помощью аэрографа наносим на тулово и крышку чайника красочные тона и покрываем их снаружи слоем прозрачной глазури.

 

Пора на второй, глазурный или политой обжиг!

В процессе обжига керамика даёт заметную усадку, которую невозможно точно рассчитать заранее. Поэтому только теперь мы сможем заняться окончательной подгонкой деревянной ручки чайника, которая предварительно была изготовлена из северной сосны и отшлифована.

 

Крепление ручки довольно сложное: здесь используются не только специальные отверстия в керамике, сделанные ещё на стадии работы с глиной, но и изогнутые медные пластины.

 

Поэтому для работы с ручкой чайника потребуется множество инструментов (в том числе газовая горелка для пайки меди).

      

 

Изготавливаем отдельно и приклеиваем медный дымник на трубе, полочку из дуба над камином; подвешиваем на специальной петле внутри камина миниатюрный бронзовый чайничек ручной работы, добавляем и другие декоративные детали – петушка на медном шесте, различную посуду и книги на полочку; клетку с птицей рядом с камином.
Закрываем специальными керамическими заглушками места крепления ручки к чайнику – так, чтобы элементы крепежа были полностью скрыты.

         

 

          

 

Чайник готов! На его изготовление потребовалось около тридцати часов кропотливой ручной работы – гончарной, художественной, ремесленной, – и это не считая рисования эскизов, сушки и обжига, подготовки и уборки рабочего места.

 

       

 

             

 
 Наверх
 
Rambler's Top100