О Нас
   
О творчестве
   
  "Слова и откровения"
  О гончарном искусстве
  Чудо красного фарфора
  О фаянсе
  Рождение керамики
  О пастельной живописи
  Для коллекционеров
  Публикации
  Выставки
   
Наша галерея
   
Авторская керамика - подарок особенный…
   
Новости
   
Контакты
 
 

   
 
На небе облачка или зори подобно парче.
Это колорит Неба.

Земля рождает траву и деревья,
вся щедро покрыта узором.
Это цвет Земли.
 
Если в сочинениях художника сверкает Дух –
это колорит сочинителя.
Сущность картины – в душе художника,
пальцы его соперничают с природой в искусстве всех превращений.
 
Слово о живописи из
Сада с Горчичное Зерно
 

     Изобретение пастели приписывают гению Леонардо да Винчи. Хотя, как знать – возможно, первобытный художник, изобразивший оленя на стене пещеры, тоже отчасти сродни пастелисту. Ведь пастельные мелки – это тот самый минеральный пигмент, который является первоосновой всех известных натуральных красок. Просто для удобства он связан клеем и сформован. Поэтому пастель тлену времени не подвержена. Она не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Пожалуй, ее единственный недостаток – не терпит прикосновений (на холсте или бумаге она не «застывает», а продолжает жить…). Поэтому пастельные работы требуют хранения под стеклом – но это такая маленькая жертва, когда Любишь…
 
     История пастели как самодостаточного материала в живописи насчитывает около 300 лет. После Леонардо почти все великие художники так или иначе отдали ей должное (собственно, сангина, сепия, соус – та же пастель). Но все же пастель – живопись для избранных… как для художников, так и для зрителей. Почему?
 

     Ее волшебство потаенно и для многих непривычно; постигается больше не разумом, а душой. Пастель интимна и нежна – не случайно в наш обиход вошло словосочетание «пастельные тона»… Если художник работает в пастели небрежно, все ее достоинства умирают… Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев – что, собственно, может любой (любая… любое…); пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении.
 
     В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета… Они никогда не сливаются полностью; всегда остаются в виде мельчайших частичек – ведь в пастели нет растворителя. Но и не заглушают друг друга окончательно. Лучшие пастели, которые доводилось видеть – это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь»… Отсюда – бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает. И это – в сочетании с удивительным ее свечением, призрачностью, сказочностью… Это впечатление тихого рассвета, когда мы еще не видим солнечного диска, но все вокруг уже наполнено магическим сиянием.
 
 
     Еще один маленький «секрет» для непосвященных…
 
     Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу – так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев – ни один другой материал и инструмент с ними не сравним… Вы видели когда-нибудь в мастерской художника истертые рабочие кисти? А теперь представьте работу чувствительных подушечек пальцев по грубой, фактурной бумаге или даже абразивному слою, который мы используем почти всегда, потому что он лучше удерживает пигмент… И все-таки – близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему…
 
     Да, Пастель требует Любви к себе, но она ее и возвращает
 
     Эти работы безусловно требуют очень хорошего освещения – тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности… Лучше всего – дневной свет, но – рассеянный, падающий по касательной… При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения – и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает… При достойном освещении пастель оживает, как юная девушка весной, сбросившая тяжелые зимние одежки, согретая солнцем и надеждой, тихим ожиданием праздника.
 
     Пожалуй, оценить по достоинству пастель может тоже не каждый… Она ждет своего зрителя-Созерцателя, способного смотреть подолгу, вглубь; уходить в картину и путешествовать по ней… Ему она подарит тепло, свет и покой… Ощущение Полета… Вкус к Жизни и Вдохновение…
 

Несколько слов о багете.

     Для большинства представленных здесь работ роспись багета выполнена самими художниками. Это тоже – часть их творчества. Ведь в мире (и особенно в природе) нет рам и рамочек. Поэтому авторам захотелось, чтобы багет был отчасти эхом, отголоском, продолжением картины… Не безликим стандартом, а обрамлением, выполненным для каждой работы индивидуально; так, как это видит сам художник… Здесь это – единое целое. Тоже – дань Любви…

Как приготовить хорошую пастель.

     Так же, как это делали в древности – из малахита зеленую пасту, коралл давал оранжевую, перламутр – белую, гранат – красную, жемчуг – светло-серую пасту и т.д.
Часть рецептов содержатся в трактате «Слово о живописи из сада с горчичное зерно», часть в других трактатах древних о цвете.
Основных цветов 5 – 7, а все изменения этих цветов сосчитать невозможно.