Изобретение пастели приписывают гению Леонардо да Винчи. Хотя,
как знать – возможно, первобытный художник, изобразивший оленя на стене
пещеры, тоже отчасти сродни пастелисту. Ведь пастельные
мелки – это тот самый минеральный пигмент, который является первоосновой
всех известных натуральных красок. Просто для удобства он связан клеем и
сформован. Поэтому пастель тлену времени не подвержена. Она не выгорает
на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов.
Пожалуй, ее единственный недостаток – не терпит прикосновений (на холсте
или бумаге она не «застывает», а продолжает
жить…). Поэтому пастельные работы требуют хранения под стеклом – но это
такая маленькая жертва, когда Любишь…
История пастели как
самодостаточного материала в живописи насчитывает около 300 лет.
После Леонардо почти все великие художники так или иначе отдали ей
должное (собственно, сангина, сепия, соус – та же пастель).
Но все же пастель – живопись для избранных… как для художников, так и
для зрителей. Почему?
Ее волшебство
потаенно и для многих непривычно; постигается больше не разумом, а
душой.
Пастель интимна и нежна – не случайно в наш обиход вошло словосочетание
«пастельные тона»… Если художник работает в
пастели небрежно, все ее достоинства умирают… Масляные краски позволяют
многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев – что,
собственно, может любой (любая… любое…);
пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к
выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего
невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон
таков лишь при первозданном нанесении.
В то же время пастель
позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета… Они
никогда не сливаются полностью; всегда остаются в виде мельчайших
частичек – ведь в пастели нет растворителя. Но и не заглушают друг друга
окончательно. Лучшие пастели, которые доводилось видеть – это множество
красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь»… Отсюда –
бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает. И это – в
сочетании с удивительным ее свечением, призрачностью, сказочностью… Это
впечатление тихого рассвета, когда мы еще не видим солнечного диска, но
все вокруг уже наполнено магическим сиянием.
Еще один маленький «секрет»
для непосвященных…
Работа в технике
пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу –
так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и
«заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается
кончиками пальцев – ни один другой материал и инструмент с ними не
сравним… Вы видели когда-нибудь в мастерской художника истертые рабочие
кисти? А теперь представьте работу чувствительных подушечек пальцев по
грубой, фактурной бумаге или даже абразивному слою, который мы
используем почти всегда, потому что он лучше удерживает пигмент… И
все-таки – близость художника к своему творению, их «соприкасаемость»
сообщает глубину и тонкость происходящему…
Да, Пастель требует
Любви к себе, но она ее и возвращает…
Эти работы безусловно
требуют очень хорошего освещения – тогда проявляется бесконечность
оттенков, игра просвечивающей многослойности… Лучше всего – дневной свет,
но – рассеянный, падающий по касательной… При разном освещении картина
будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол
зрения – и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и
завораживает… При достойном освещении пастель оживает, как юная девушка
весной, сбросившая тяжелые зимние одежки, согретая солнцем и надеждой,
тихим ожиданием праздника.
Пожалуй, оценить по
достоинству пастель может тоже не каждый… Она ждет своего
зрителя-Созерцателя, способного смотреть подолгу, вглубь; уходить в
картину и путешествовать по ней… Ему она подарит тепло, свет и покой…
Ощущение Полета… Вкус к Жизни и Вдохновение…
|
Так же, как это делали в древности – из малахита зеленую пасту, коралл
давал оранжевую, перламутр – белую, гранат – красную, жемчуг –
светло-серую пасту и т.д.
Часть рецептов содержатся в трактате «Слово о живописи из сада с
горчичное зерно», часть в других трактатах древних о цвете.
Основных цветов 5 – 7, а все изменения этих цветов сосчитать невозможно. |