|
|
|
«... Земля
же была безвидна и пуста, -
и тьма над бездною; и Дух Божий
носился над водою...
И сказал Бог: да будет твердь посреди
воды...»
1-я книга Моисеева «Бытие»
- Гончарный круг в работе делает
около 365 оборотов в минуту. Не
оттого ли чувствуешь себя этаким
махоньким Создателем?... Только
у Бога - Вечность, а у меня - Миг..
А сотворить хорошо бы многое...
Вот и вращает каждый Круги
Своя и со своей скоростью...
Всякий раз, начиная движение
своего круга, произношу мысленно:
«Господи, благослови!..»
Александр
|
|
|
|
|
«Один лишь Дух,
коснувшись глины,
творит из нее Человека»
Антуан де - Сент Экзюпери
...новорожденное влажное
создание... Не случайно во многих
языках у частей сосуда такие
названия: ножка, тело, плечи,
ручка, шейка, губа...
Только теперь резец уберет всё
лишнее, ненужное; освободит их,
обнажит и огладит...
Александр |
|
|
|
|
|
|
«От
рождения не имея рисового поля,
я живу на разбитой тушечнице».
«Куда поведет кисть...»
Из печатей Ци Бай-ши
Крутобокое пространство
сосуда - маленькая Вселенная...
Кто и что поселится в ней на сей
раз?... Уже передо мной природный
цвет глины и форма, рожденная на
гончарном круге. Они ли, кто ли
другой будто шепчут мне на ухо,
манят издали неясными образами;
водят моей рукой?.. Пока это лишь
очертания, абрис... Но и - уже
суть, тонко и глубоко запечат-
ленная в высыхающей глине...
Татьяна
|
|
|
|
|
«... Скупой, охряной,
неприкаянной
Я долго был Землей, а вы
Упали мне на грудь нечаянно
Из клювов птиц, из глаз травы...»
А. Тарковский
- Палитра будущего многоцветья
существует больше в воображении,
нежели здесь, перед глазами. Краски и глазури, как и цвет самой глины,
преображаются после обжига,
и часто - непредсказуемо...
Татьяна |
|
|
|
|
|
|
«Искусство
лежит на грани между правдой
и ложью, сходством и несходством. Услада
искусства - между тем и другим.»
Тикамацу Мондэаэмон
Форма сосуда обретает новую
жизнь в форме скульптуры...
Последняя усиливает, подчеркивает линии сосуда,
обнажает скрытой в них прежде смысл. И в то
же время скульптура как бы «взрывает» эти линии, выводит их из
пространства, заданного и замкну-
того гончарным кругом...
И если завершенная работа все
же видится единым целым, где
невозможно одно без другого -
ощущаешь себя на краешке той
самой Истины...
Татьяна и Александр
|
|
|
|
|
«Когда счастлив - рисуй
ирис,
Когда сердишься - рисуй бамбук...»
Из китайского трактата «Слово о живописи
из Сада с горчичное зерно»
Каждая еловая веточка
рисуется иглой и кистями трех
видов - с разной щетиной; то
влажной, то сухой... Китайцы
различают сотни «brush-strokes»
(мазков, прикосновений, ударов
кистью); многократно повторяя
их, они доводят движение руки до
совершенства...
В такой росписи по керамике, как
и в технике акварели, ошибки
исправить очень трудно или
невозможно. Глиняный черепок
капризнее холста или бумаги. И он
не терпит ни небрежности, ни
суетности, ни плохого настроения...
Татьяна |
|
|
|
|
|
|
«Не боги
горшки обжигают»
- Позади многодневная, очень
бережная сушка - дабы избежать
трещин и разломов... Наконец-то -
обжиг... Он длится 12 часов, и в
последние 3-4 часа температура в
печи - 1100 или 1200 градусов...
Медь, железо, стекло там давно
уже полностью бы расплавились и
потекли... Глина же - превращается в Керамику...
Татьяна и Александр
|
|
|
|
|
«... И я раздвинул жар
березовый,
Как заповедал Даниил,
Благословил закал свой розовый.
И, как пророк, заговорил..."
А. Тарковский
Это было уже сотни раз, но повторяется снова и снова... Тридцать
шесть часов томительного ожидания - горн остывает... И вот, затаив
дыхание, извлекаешь на свет
горячее, блистающее, новорожденное тельце... Воистину счастлив
тот, кто может сказать в этот
миг - «...и увидел я, что это -
хорошо...»
Татьяна и Александр
|
|
|
|
|
|
|
Что-то вылепится
из глины,
Что-то вытешется
из камня,
Что-то выпишется
из сердца...
Будь как будет!
Не торопись...
Давид Самойлов
|
|
|
|
|
|
|
|