О Нас
   
О творчестве
   
  "Слова и откровения"
  О гончарном искусстве
  Чудо красного фарфора
  О фаянсе
  Рождение керамики
  О пастельной живописи
  Для коллекционеров
  Публикации
  Выставки
   
Наша галерея
   
Авторская керамика - подарок особенный…
   
Новости
   
Контакты
 

    Жила - была маленькая семья художников... Шло время, и достигла она, как и многие прочие, определенного уровня мастерства и известности (а уж о мере таланта - не им судить...).
    А еще приходилось им порой на своем Пути задумываться о причудах человеческого восприятия и мышления. О том, что есть Прекрасное, и как оно рождается. И о многом - многом другом.
    Иные маленькие открытия, как ниточки, потянули за собой клубочек событий и размышлений.
 
    Например, обнаружилось: люди не слишком любят посещать худсалоны и галереи. То есть, конечно, есть и те, кто предпочитает видеть работы художников в застекленных витринах с особой подсветкой, на фоне «евро отремонтированных» стен, в атмосфере некоей Приобщенности к Высокому, которую создает изысканно одетый и красиво говорящий консультант...
    Эта обстановка привлекательна безусловно. К тому же, на своем «творческом веку» приходилось встречать и действительно тонких, образованных, обаятельных искусствоведов; и продуманные, грамотно и со вкусом оформленные интерьеры галерей.
    «Вот и славно, - думали мы, когда передавали свои работы в руки этих людей. - А мы будем тихонечко сидеть в своей мастерской, возиться с глиной и красками, иногда спорить, иногда удивляться: надо же, что получается! - а уж с покупателями пусть общаются Они; те, кто призван именно этим и заниматься...»
 

    Ничего не получилось. Люди стали каким-то загадочным образом «просачиваться» в мастерскую. Посмотреть работы. Чаю не просили, но уже хотелось предложить. А за чаем робко спрашивали, можно ли взять в руки горшочки и джезвы, что стоят на нашей кухне (в них мы сами варим кофе и храним пряности).
    Сразу появлялись вопросы: А как это сделано? А сколько времени уходит на изготовление одной такой вещи? А почему красная глина на одном горшке имеет несколько оттенков?.. И так - до бесконечности...
    Приходилось вести человека «поближе к Глине», рассказывать о долгом ее пути к керамике и обо всех ее превращениях: тех, что нам подвластны, и тех, что творит Огонь и Господь Бог...
    И тогда мы поняли: одно из самых сильных впечатлений - то, как рождается сосуд на гончарном круге.
    Другое - когда человек видит «сырой», необожженный горшок (собственно, мы все глиняные сосуды, независимо от формы, именуем по-рабочему «горшками»); а потом ему удается наблюдать, как эта же вещь появляется из печи после обжига...
    Еще открылось: человек непосвященный мало что может увидеть сам, даже если будет наблюдать весь процесс от начала до конца (впрочем, последнее длительно весьма и оттого почти нереально). Нужно бы показать, дать ощутить самому; подробно рассказать, ибо Слово - крайне важно.
    Для нас же очень интересно то, что получаешь «в ответ». Разделенная с кем-то радость умножается вдвое; и невыразимо ощущение того, что Другой действительно сейчас чувствует то, что ты стремился запечатлеть и «передать дальше». Бывают и отклики - «подарки», которые подсказывают нам, что стоит добавить или изменить в работе.
    И однажды сказали нам приблизительно вот что: «Многие любят керамику почти необъяснимо, интуитивно. Но почти никто не представляет, сколько любопытного и притягательного скрыто в том, как керамика появляется на свет... Ведь как пишет картину художник, как работает
скульптор, знают многие. А о керамике - увы. Может вы смогли бы рассказать об этом?..»
    Ну что же. В конце концов, и для тебя самого подчас что-то становится ясным только тогда, когда облекается в слова. А порой и вовсе - освещается иным светом... А посему - стоит попробовать?..

    Тогда, как говаривал не раз любимый наш Фазиль Искандер, давайте
поговорим о Любви.
    Об ее странности, страстности и прочих волшебных сторонах.

                                   Поговорим о нашей Любви - о Керамике.
 

   

«... Земля же была безвидна и пуста, -
и тьма над бездною; и Дух Божий
носился над водою...
И сказал Бог: да будет твердь посреди
воды...»
 
1-я книга Моисеева «Бытие»
 
- Гончарный круг в работе делает
около 365 оборотов в минуту. Не
оттого ли чувствуешь себя этаким
махоньким Создателем?... Только
у Бога - Вечность, а у меня - Миг..
А сотворить хорошо бы многое...
Вот и вращает каждый Круги
Своя и со своей скоростью...
 
Всякий раз, начиная движение
своего круга, произношу мысленно:
 
«Господи, благослови!..»
 
Александр
 

   
   

«Один лишь Дух, коснувшись глины,
творит из нее Человека»
 
Антуан де - Сент Экзюпери
 
...новорожденное влажное
создание... Не случайно во многих
языках у частей сосуда такие
названия: ножка, тело, плечи,
ручка, шейка, губа...
 
Только теперь резец уберет всё
лишнее, ненужное; освободит их,
обнажит и огладит...
 
Александр

   
   

«От рождения не имея рисового поля,
я живу на разбитой тушечнице».
 
«Куда поведет кисть...»
 
Из печатей Ци Бай-ши
 
Крутобокое пространство
сосуда - маленькая Вселенная...
Кто и что поселится в ней на сей
раз?... Уже передо мной природный
цвет глины и форма, рожденная на
гончарном круге. Они ли, кто ли
другой будто шепчут мне на ухо,
манят издали неясными образами;
водят моей рукой?.. Пока это лишь
очертания, абрис... Но и - уже
суть, тонко и глубоко запечат-
ленная в высыхающей глине...
 
Татьяна
 

   
   

«... Скупой, охряной, неприкаянной
Я долго был Землей, а вы
Упали мне на грудь нечаянно
Из клювов птиц, из глаз травы...»
 
А. Тарковский
 
- Палитра будущего многоцветья
существует больше в воображении,
нежели здесь, перед глазами. Краски и глазури, как и цвет самой глины, преображаются после обжига,
и часто - непредсказуемо...
 
Татьяна

   
   

«Искусство лежит на грани между правдой
и ложью, сходством и несходством. Услада
искусства - между тем и другим.»
 
Тикамацу Мондэаэмон
 
Форма сосуда обретает новую
жизнь в форме скульптуры...
Последняя усиливает, подчеркивает линии сосуда,
обнажает скрытой в них прежде смысл. И в то
же время скульптура как бы «взрывает» эти линии, выводит их из
пространства, заданного и замкну-
того гончарным кругом...
 
И если завершенная работа все
же видится единым целым, где
невозможно одно без другого -
ощущаешь себя на краешке той
самой Истины...
 
Татьяна и Александр
 

   
   

«Когда счастлив - рисуй ирис,
Когда сердишься - рисуй бамбук...»
 
Из китайского трактата «Слово о живописи
из Сада с горчичное зерно»
 
Каждая еловая веточка
рисуется иглой и кистями трех
видов - с разной щетиной; то
влажной, то сухой... Китайцы
различают сотни «brush-strokes»
(мазков, прикосновений, ударов
кистью); многократно повторяя
их, они доводят движение руки до
совершенства...
 
В такой росписи по керамике, как
и в технике акварели, ошибки
исправить очень трудно или
невозможно. Глиняный черепок
капризнее холста или бумаги. И он
не терпит ни небрежности, ни
суетности, ни плохого настроения...
 
Татьяна
 
 

   
   

«Не боги горшки обжигают»
 
- Позади многодневная, очень
бережная сушка - дабы избежать
трещин и разломов... Наконец-то -
обжиг... Он длится 12 часов, и в
последние 3-4 часа температура в
печи - 1100 или 1200 градусов...
Медь, железо, стекло там давно
уже полностью бы расплавились и
потекли... Глина же - превращается в Керамику...
 
Татьяна и Александр
 

   
   


 
«... И я раздвинул жар березовый,
Как заповедал Даниил,
Благословил закал свой розовый.
И, как пророк, заговорил..."
 
А. Тарковский
 
Это было уже сотни раз, но повторяется снова и снова... Тридцать
шесть часов томительного ожидания - горн остывает... И вот, затаив дыхание, извлекаешь на свет
горячее, блистающее, новорожденное тельце... Воистину счастлив
тот, кто может сказать в этот
миг - «...и увидел я, что это -
хорошо...»
 
Татьяна и Александр
 
 

   
   

Что-то вылепится
 
из глины,
Что-то вытешется
 
из камня,
Что-то выпишется
 
из сердца...
Будь как будет!
 
Не торопись...
 
Давид Самойлов