Мастер-класс по художественной керамике и гончарному искусству
Работы учеников
Отзывы учеников
Наша мастерская
Как обустроить мастерскую
Чертежи гончарного круга

Мастер-класс по художественной керамике и гончарному искусству

  Главная

О Нас

Новости

О творчестве
Размышления и диалоги

Наша галерея

Авторская керамика -
подарок особенный…


Обучение


Литературное творчество

Публикации

Контакты

Карта сайта

English

...Сказал великий философ Луций Анней Сенека две тысячи лет назад:

«И никакое знание, пусть самое возвышенное и благородное, но для меня одного, не даст мне удовольствия. Если бы мне подарили мудрость, но с одним условием: чтобы я держал её при себе и не делился ею, - я бы от неё отказался. Любое благо нам не в радость, если мы обладаем им в одиночку»

«Хочу научиться создавать керамику! С чего начать?..»

Всему приходится учиться, познавая жизнь; даже первые шаги по земле ребёнок делает не сразу…

Выбор способа обучения.

Самостоятельно или с помощью преподавателя?

   Этот вопрос задают очень часто: можно ли самостоятельно, с помощью книги, научиться поднимать глину на гончарном круге, придавая ей нужную форму?..
   Ответ: можно, при условии, что у вас в запасе – годы времени, а характер – кремень.
   Обычно после нескольких десятков попыток «самостоятельный» бросает «это безнадёжное дело». Увы, таково правило. Впрочем, бывают и исключения. Правда, когда видишь работу таких горе-самоучек, вспоминается мелодия «собачьего вальса»…. Понимаешь, сколько потрачено времени и усилий – а перед тобой кривоватое изделие со стенками разной толщины… Новоиспечённому самодеятельному гончару остаётся только гордо сказать: «Это – мой стиль».
   Правда, любой импрессионист, несколькими крупными мазками изображающий человека, при необходимости нарисует человеческую фигуру технически и анатомически правильно. А вот сможет ли этот «гончар» выкрутить классическую греческую амфору, пусть небольшую?..

   Картинки в книгах, иллюстрирующие сие действо, очень привлекательны. Кажется, что всё легко и просто…
   Представьте, что Вы решили в один прекрасный день научиться фигурному катанию на коньках. Ведь мы видим фигуристов по телевизору – как изящно и легко у них всё получается! Что ж, попробуйте кататься так же, как они, несмотря на то, что вы никогда не стояли на коньках. Вначале вы будете неуверенно ковылять по льду, падать, получая синяки и ссадины. Наконец - вот оно стало появляться, неустойчивое пока равновесие… Но стоит поехать чуть быстрее или попытаться сделать поворот… падение почти неизбежно.
   На круге это означает не просто встать и поехать снова. Изделие, только чуть проявившееся ценой стольких усилий, «свернётся», свалится. Вам придётся снова смять его и опять приготовить глину. И всё начать сначала. А потом выяснится, что все ваши неудачи – из-за того, что вы чуть сильнее давите на глину правой рукой, в тот момент, когда надо – левой… Или слишком размачиваете глиняный комок… Или… Таких мелочей – великое множество. Даже одна из них может разрушить всё.
   Тем не менее… За спиной – множество проб и ошибок… И вот вы катитесь…после стольких неудачных попыток, и уже подживают ссадины на локтях и ушибы на коленках. Ура… еду! Но вряд ли кто-нибудь завороженно засмотрится на ваше катание, а тем более, заплатит деньги, чтобы полюбоваться на ваше «искусство». Таков удел большинства самоучек в деле сложном, тонком; где многое невыразимо в словах и непередаваемо в картинках… 
   Желаемый результат будет достигнут в сотни раз быстрее, если у Вас за спиной будет умелый мастер-гончар. Учитель, способный не только доходчиво передать свои секреты, но и умеющий вовремя почувствовать и выправить критическую ситуацию, в которую вы на первоначальном этапе будете ежесекундно толкать глину.

   …Ещё император Марк Аврелий писал: «От прадеда я унаследовал то, что не пришлось посещать публичных школ; я пользовался услугами прекрасных учителей на дому и понял, что на это стоит потратиться».

В группе или индивидуально?

   Оцените для себя: сможете ли вы освоить задуманное, находясь в группе таких же новичков?.. Не опасаетесь ли вы отставать от группы, или, наоборот, скучать оттого, что «схватываете» материал быстрее других? Не будет ли для вас дискомфортным негласное сравнение своих успехов с чужими?.. Хотите ли вы с самого начала обучения делать то, что нравится именно вам, работать по своему проекту и двигаться в собственном направлении?.. 
   Если всё это важно для Вас, ищите индивидуальное обучение. Тогда ваши затраты окупятся сторицей.

   Что же касается специфики обучения работе на гончарном круге – здесь и вовсе ценность индивидуального обучения несомненна. Ведь лёгкость его иллюзорна. И мы не устаём это повторять.
   Гончарное мастерство – это прежде всего Практика, основанная на тонких ощущениях и правильных, скоординированных, очень точных движениях не только рук, но и всего тела. Понаблюдать за действиями нескольких обучающихся в некоторой степени полезно, но КПД такого «тренинга» тем более приближается к нулю, чем многочисленнее группа. К тому же спросите себя: справитесь ли вы с незнакомым и сложным делом, зная, что на вас смотрят несколько пар чужих глаз?..
   В нашей практике не раз приходилось обучать людей, до этого пробовавших свои силы на круге в группе. Хорошо, если после этого у человека хотя бы сохраняется желание вернуться за круг. Бывали и такие, кто стал гончарного круга просто панически бояться и обрёл лишь уверенность в том, что у него ничего никогда не получится.
   Если у нашего ученика есть хотя бы какой-то опыт работы с глиной, мы всегда спрашиваем, с чего мы начнём, а что пропустим, чтобы не учить тому, что человек уже умеет. В том, что касалось работы на круге – люди всегда просили начинать с нуля, и потом обнаруживали массу явных ошибок, которые и приводили к неудачам – просто в группе нет возможности отследить их у каждого, и времени, чтобы их исправить...
    Увы. Проблем часто становится только больше: начать с чистого листа проще, чем переучить, «стерев» предыдущий ложный опыт. 
   В гончарном деле инструктор и ученик должны работать один на один Рецепт успеха прост: рядом постоянно должен находиться Учитель. Тренер, который всё заметит, и просто покажет, на какой угол нужно чуть повернуть конёк, или перейти с внешнего на внутреннее ребро, или… Хоп! Рука тренера самую малость, казалось бы, подтолкнула Вас в нужную сторону – и вот он. Первый прыжок в один оборот! …
   И горшочек вырос вдруг на круге и радостно блестит влажными шоколадными боками…

Что прежде: теория или практика?

   Конечно, многое и многое в керамическом деле можно эффективно усваивать и в группе. Особенно это касается теоретических сведений. Здесь уже только Вы сами сможете решить, насколько вы готовы тратить время на прослушивание сведений по истории керамики; на постижение тонкостей химии и физики пигментов, глазурей, глиняных масс и их взаимодействия во время обжига.
   Человечество создаёт керамику уже несколько тысячелетий, и это чрезвычайно интересно. Каждый народ имел свою, особенную керамику, и это тема практически неисчерпаема!.. Не всегда понятно, правда, почему авторы лекций по истории керамики порой ограничиваются сведениями о керамике отдельных стран и эпох, не затрагивая других, не менее богатых и интересных... Во всяком случае, в ваших силах заполнить эти пробелы самостоятельно, ведь книг на эту тему существует достаточно.
   Однако есть существенная разница в том, как человек воспринимает эту информацию, в зависимости от собственного практического опыта. Ведь если ты никогда сам не готовил еду, тебя не восхитит какой-нибудь сложнейший рецепт китайского кушанья. Как не оценишь и достоинств простоты японской чайной церемонии… Только если попробовал САМ, как это делается, сможешь увидеть в вазах и горшках египтян, греков, индейцев майя гораздо большее, чем увидит сторонний, хотя и заинтересованный взгляд. И не только увидеть, но и поучиться у них чему-то. Вот это как раз тот случай, когда книга будет безусловным помощником.
   Но знания такого рода вы можете усвоить тогда, когда это вам удобно; и в том объёме, в каком это вас интересует на данный момент. К тому же из многих книг вы сможете легко выбрать наиболее интересные и талантливые, если у вас будет опора на собственный практический опыт.

И ещё несколько полезных советов…

   Система обучения, основанная на справедливых принципах, предполагает, что, если вам что-то не понравилось, вы должны иметь возможность уйти без финансовых потерь. Плата за всё обучение вперёд означает ваше согласие с тем, что вам придётся пройти весь курс независимо от его качества, либо вы потеряете деньги. Лучший вариант – оплата каждого урока непосредственно после занятия: ровно за столько времени, сколько было сегодня затрачено преподавателем только и именно на ваше обучение. 
   К тому же, вы всегда сможете договориться о переносе урока на более удобное время, либо пропустить занятия по уважительной причине без финансовых потерь. Даже если на период обучения у Вас выпадает долгожданный отпуск, вы вернётесь к тому, на чём закончили обучение, и вам не придётся догонять группу.

   Иногда на тех или иных курсах людей привлекает то, что по окончании обучения они получат диплом или сертификат. Но ведь в области искусства грош цена любым подобным бумагам, особенно при нынешнем уровне развития полиграфии! И даже если на Вашем удостоверении крупными золотыми буквами написано, Кто Вы Есть, оценивать вас будут исключительно по вашим работам.

Выбор учителя.

...Как давно это написано, но как актуально звучит: «Участь детей наших хуже скотов: об ослах и лошадях мы более заботимся, нежели о детях. Если кто имеет лошака, тот всячески старается найти лучшего конюха, который был бы честен. Не вор, не пьяница, и знал своё дело. Если же нам нужно дать наставника сыну, то мы просто без всякого выбора принимаем кого случится, хотя нет ничего важнее этой должности. Ибо какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек, знающий это искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля…»(Иоанн Златоуст).

   Обязательно и прежде всего: посмотрите, что умеют делать ваши будущие учителя. Ибо учитель может научить только тому, что он умеет делать сам!
  
К сожалению, нередко учитель не является мастером в том деле, которому пытается научить. Снова вспомним Иоанна Златоуста: «Как тот, кто любомудрствует только на словах, без дела, не приносит великой пользы слушателю, так, напротив, тот, кто может предложить совет, наперёд исполненный им самим, этим больше всего увлекает слушателя».

   Далее очень важно оценить, насколько совпадает мировосприятие учителя с вашим собственным. Они не могут быть идентичными, но общее направление движения необходимо. Близки ли вашей душе работы вашего наставника? Хочется ли вам освоить именно его методы и техники обращения с материалом (ведь их – бесчисленное множество!) Наконец, есть ли совпадения во взглядах на творчество, в оценках работ других авторов, в понимании того, что есть достойное в искусстве?..     
   Взгляните на картину Нестерова «Философы». Идут они одной дорогой, но как же различны их жизненные пути! Какой из них окажется вам дороже?..

   Допустим, первое условие соблюдено: вам нравится в целом то, что создано учителем, и вам даже хотелось бы научиться творить нечто подобное. Тогда возникает второе, не менее важное; но, к сожалению, выясняется это лишь в процессе обучения. Не каждый преподающий – мастер, но справедливо и обратное: не всякий мастер своего дела сможет передать даже азы своего мастерства новичку.
   Это совсем иная деятельность, требующая и способностей, и желания передать накопленное. Передать живо и легко, с максимальной ясностью; постепенно, как бы даже играючи – ведь перед новым и неизведанным мы все становимся детьми… Передать не только знания и навыки, но и свою Любовь, своё отношение к тому, что делаешь – весьма редкий дар.
   ...Есть старая истина: хороший учитель не мог не быть хорошим учеником в своё время. Поинтересуйтесь, кого он считает своими наставниками, у кого черпает вдохновение, мудрость, а у кого – трудолюбие и мастерство.
   Истинный учитель никогда не будет скрывать, что его познания и умения небезграничны. Он обязательно расскажет, что ему ещё неведомо, и чему он научить вас не сможет.

 

...Подъём глины на гончарном круге состоит из взаимодействия сложных сил. А сложные силы всегда можно разложить на простые и двигаться постепенно, от простого к сложному. Направление и величина взаимодействующих сил всё время меняется, и в этом состоит почти вся сложность подъёма глины.
   Наверно, этот процесс можно описать математическими формулами («Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию …» И стать ремесленником. Не стоит этого делать, ибо – скучно. В жизни хорошего ремесленника есть довольство и достаток. Нет радости от сотворённого. И жизнь превращается в бесконечный серый частокол.
   Художника посещает восторг и вдохновение («Ай, да Пушкин, ай да сукин сын!»), ремесленника – удовлетворение («Хорошо сработано!»)

   Но ваша жизнь – нехоженая тропа… И хороший преподаватель должен подготовить вас к Путешествию, снабдив вас своим Творческим подходом, Опытом и Интуицией, которые и будут вашими проводниками.
   Конечно, это – ваш выбор. Но задумайтесь: вы ищете того, кто передаст вам лишь навыки ремесла, или того, кто наряду с этим будет постоянно побуждать и вдохновлять вас к собственному творчеству?..

Счастливы те немногие, кто может рассказать, что имели в жизни истинных Учителей…

Счастливы и те Учителя, которым встретились истинные Ученики.

 

            Слово об Учениках

«Сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми», -такими словами готовил себя Марк Аврелий к предстоящему дню.

 Господи, спасибо тебе! Моё утро начинается совершенно иначе.
Сегодня, как и во все дни недели, в нашу мастерскую придут необычные люди. Удивительно хорошо видеть их глаза в тот момент, когда они держат в руках собственное, пусть маленькое, творение – горшочек, чашку, джезву…
Придёт Руслан – будет искренне, по-детски радоваться таинственным превращениям гончарной глины на круге…
Придёт Ирина – и я буду опять удивляться её облику: нежному, воздушному, небесному…

Это одухотворённая красота – Дар Божий… И даётся он тем, кто ищет себя в творчестве… Тем, кто ищет в творчестве Любовь ( а Бог есть Любовь)…

Наши ученики… Что или Кто приводит их к нам?..
Почему бы не выбрать им других учителей - вместо того, чтобы подолгу, порой до полугода ждать своей очереди, возможности впервые сесть за гончарный круг именно в нашей мастерской?..
Если это и вправду Случайность – то человек исчезает или после телефонного разговора, или после первой встречи с ним. Таких случайностей было всего ничего за последние годы… Что и заставляет думать: к нам приходят именно Наши ученики.
У каждого ученика есть своё время, свой час, когда он приходит к нам.
Рано или поздно, но у каждого наступает и время, когда человек начинает работать самостоятельно и лишь изредка обращается к нам за помощью… Но почти со всеми до сих пор соединяет нас многолетняя живая ниточка…

…Они очень разные – и всё же похожи. Наверное, той внутренней, духовной красотой, что видима сразу… Удивительный свет в глазах – отражение нашей общей Любви к Искусству Керамики… А «любовь есть главная выбирающая сила жизни» по словам философа Ивана Ильина… Он же сказал: «Учение начинает свою мелодию уже с первого звука…»

Они приходят научиться создавать керамику. На самом деле они приходят, чтобы найти Путь к Себе. К себе, как к Миру – неповторимому, уникальному, который нужно познать и выразить.

Наташа. Удивительно нежное сердечко. Деликатность и обязательность – в отношениях с людьми. Стремление всегда отыскать наилучший вариант в том, что делает… Порой это создаёт сложности: как узнать заранее, где оно таится – правильное решение?.. Верность керамике – уже много лет, несмотря на жизненные трудности и перемены…

Ирина. С ней легко, потому что Взрослый, вдумчивый и самостоятельный человек в её личности спокойно уживается с Ребёнком, который любит придумывать и пробовать новое, фантазировать, искать… Быстрее других начала работать самостоятельно, в собственной мастерской. Её работы очень индивидуальны, и свой стиль в керамике у Ирины стал проявляться уже с первых шагов…

Лена. Редкостное терпение, трудолюбие и тщательность в работе. Не упускает малейших деталей, старается освоить любую технику максимально хорошо. Ответственность и надёжность, умение собраться, сконцентрироваться на том, что делает. И - способность спокойно принять происходящее в её жизни, как Дар Божий или как необходимый урок…

Лина. Поначалу – загадка для нас: молчаливая, сдержанная… Только кавказская красота – её не скроешь: опаляющая, лучистая… Никогда не рисовала, не лепила – но скоро обнаружилось: есть и безусловное чувство меры, и понимание красоты линий и форм, и интуитивное постижение законов колорита… Её работы – лаконичные, своеобразные; с заметной восточной ноткой,- сразу привлекают внимание.

Ирина. Внешне она напоминает нам «Кружевницу» с картины Тропинина… только добавить ещё лукавинки и чуть-чуть детского кокетства. Если у неё хорошее настроение – значит, родится множество интересных идей и проектов. Если бы ещё можно было сразу воплотить их в глине!.

 Это даже не портреты, это всего лишь несколько маленьких зарисовок… Ведь о каждом ученике можно рассказать столь многое! Не только о его характере, способностях и наклонностях, а ещё и о творческих устремлениях, особенностях восприятия мира… и даже о жизненных событиях; ведь всё это так или иначе отражается в том, что человек создаёт – в Керамике.
Даже недолгое время обучения – это время познания себя через Искусство, пора Открытий и Откровений

Кто< их приводит в нашу мастерскую, мы догадываемся.

Зачем<?
Это известно Тому, кто их приводит. Он приоткрывает Истину и делает так, чтобы жизнь не прошла «…как тень и как молва быстротечная. Как после прохождения корабля, идущего по волнующейся воде, невозможно найти ни следа, ни стези его дна в волнах; или как от птицы, пролетающей по воздуху, никакого не остаётся знака её пути» (пророк Сирах).

Оставить отпечаток с души своей – это Дорогого стоит.
Также сказано в Библии от Сираха: «Роса не охлаждает ли зноя?»


«О, не думай,
что ты из тех,
кто следа не оставил
В этом мире…»

(Басё)

«Что останется после меня?
Цветы весной, кукушки в горах,
Осенью – листья клёна…»

(предсмертные стихи Рё Кана)

Может, и вы – «из породы украсителей Вселенной» (Б.Зайцев, «Река времени»). Мы надеемся на это, наши дорогие ученики, посвященные в «Фарфоровый орден»… Верим, что душа ваша нежна, а помыслы устремлены к созиданию Красоты.
Только помните: вам придётся столкнуться и с представителями других пород – разрушителей и безразличных. Остерегайтесь и тех, и других! Эти две породы весьма опасны. Численностью они превосходят вас во много раз, но победы их временны и жалки. От равнодушных не останется никаких свидетельств их жизни на земле, потому что «они только делали вид, что молятся, и только делали вид, что живут», как заметил писатель и философ В.В.Розанов.
От разрушителей же останутся черепки да пепел. И вокруг, и в душе.

В древней китайской рукописи 11века можно прочитать о варварах-кочевниках :" У них не было ни возделанных полей, ни понятия о чести. Сильный дух их доносился быстрее, чем топот. А после себя они оставляли пустую равнину."
С тех пор прошла тысяча лет... и мало что изменилось.
" Что было, то и будет..."

Жаль, но сколько людей оставляют после себя пустую равнину - ни слова, ни дела...

Господи, спасибо за счастье - мы имеем дело с людьми иного рода: не с кочевниками. .

Я помню древнюю молитву мастеров:
Храни нас, Господи, от тех учеников,
Которые хотят, чтоб наш убогий гений
Кощунственно искал всё новых откровений.
……………………………………….
Что создадим мы впредь, на это власть Господня,
Но ЧТО мы создали, то с нами на сегодня.

 Николай Гумилёв

Спасибо и Вам, наши ученики, ибо на Вас и Вам подобных земля держится!

 …Позади время, посвящённое гончарному кругу,- время созидания.
На столе, на почётном месте, среди чайных принадлежностей – плод наших общих усилий, но в большей степени – это плод стараний нашего ученика. Ещё совсем недавно это был лишь комок сырой краснофарфоровой массы. А теперь он живёт; прикоснись – и почувствуешь, как «дышат» его влажные бока – от шейки до ножки…
Вот он – драгоценный момент созерцания сотворённого…

Люблю заглядывать в глаза творца именно в этот, может, самый важный момент жизни. В них – радость содеянного, его свет и тепло.
Потрудившись, мы часто садимся за стол – для отдохновения и беседы за чаем; а взглядом вновь и вновь оглаживаем, ласкаем новорождённого…Сейчас, за чашкой-другой чая, настоянного на зверобое, шиповнике, мяте, ежевичном листе, потекут неспешные разговоры. Обо всём.
Но чаще всего о главном – о том, ради чего мы собираемся в нашей уютной домашней мастерской.

Домашняя мастерская. Домовый храм. Есть в этом что-то общее.
Наверное, и там, и здесь – тихая, несуетная беседа с Богом.
Диалог Творца необъятного, непознаваемого – и совсем невеликого, но тоже – Творца.
В такие мгновения вдруг ясно ощущаешь: вот оно, Настоящее, непреходящее…

…Жил-был человек. Каждый день ходил на работу, ел, пил, спал…
И снова на работу, и снова…
Работал с утра до вечера, а потом дома – тоже работал…
Готовил еду, стирал и убирал…
И опять всё сначала – годами, десятилетиями…

И настал Час. - Что Сделал ты, образ мой и подобие?..
-Я…

Хорошо, если дела наши переливаются в чью-то радость, в чью-то жизнь, в познание мира… А ведь часто это – труд рабский, исполнение чужой воли…
Спешка, головная боль, тревога, усталость – чем стали они?..
Колонками цифр, формальными разговорами, быстро проглоченными обедами, горстью монет и бумажек?..
Даже если достиг самой вершины иерархии, оглянись назад: что остаётся после трудов твоих?.. Или…«Скудна твоя жизнь, игемон…»

Только в Творчестве нам подарена возможность Создавать Своё. Не потому ли так велико его притяжение?..
Человек Свободен в этом сотворении, душа его воплощается в чём-то зримом – и устремляется в полёт…

«Птица, которая долго томилась на земле, взлетит высоко», - сказал китайский мудрец. …

А казалось бы: всего-то – маленький глиняный горшочек…

 

       

 

 

   «По плодам узнают дерево»

     На свете есть много достойных занятий, посредством которых можно самоутвердиться, выразить своё, присущее только тебе и оставить свой жизненный след, прежде чем навсегда покинешь туманы Земли. Но из всех занятий самое сильное, самое полное и яркое – занятие искусством. Только оно является наиболее выразительной формой нашего «Я». Это доказано прошедшими веками.
    Низкий поклон вам, наши Учителя, запечатлевшие своё Светлое пребывание на Земле – мудрыми и точными словами, мелодиями, картинами, скульптурой и всеми другими искусствами.
    Диалог их вечен…

    «Благодарность зиждителю мириад за благость и сострадание к людям! Три чудные сестры посланы им украсить и усладить мир: без них он был бы пустыня и без пения катился бы по своему пути. Как сравнить вас между собою, три прекрасные царицы мира? Чувственная, пленительная скульптура внушает наслаждение, живопись – тихий восторг и мечтательность, музыка – страсть и смятение души…» «Резец, палитра и цевница созданы быть властителями мира, а властительница их – красота». «Далее корысть и жадность от вольной и гордой души!»
    Николай Гоголь

     «…когда кто-то даёт возможность испытать прекрасное мгновение, когда вы вдруг понимаете, что именно является действительно истинным в жизни. Для меня такими людьми были в основном художники… Именно в искусстве я получаю вдохновение и нахожу прибежище в минуты размышлений; и именно в нём, я полагаю, лучше всего выражено то, что мы называем словом Бог».
    Нил Доналд Уолш «Беседы с Богом»

   Жизнь сотворена для жизни. Развивай жизнь свою… Ищите себе достойных учителей и помните, что учитель может научить только тому, что умеет сам. Поэтому внимательно, внутренним сердечным зрением смотрите на его плоды – он весь в них. «По плодам узнают дерево». Его творения – суть его, его исповедь (хотя и исповедь бывает лукавой). Важно, слагает ли творец новое, ещё невиданное или с чужого повторяет одно и то же. Суетится ли, как бойкая наложница перед господином, предлагая свой товарец, либо с улыбкой Будды смотрит на мир. Велик или низок, ищет ли Красоту Небесную, отражённую на Земле, либо владеют им демоны Ада. Те самые «зловредные демоны», о которых говорили великие китайские художники древности. Вот их заповедь из «Слова о живописи из Сада с горчичное зерно»: «Нельзя позволить этим злым духам управлять кончиком кисти».
   И если при пристальном рассмотрении творений художника происходит ваша сердечная Встреча с ним; если сотворённое им вызывает ощущение тёплого и светлого Соприкосновения, это значит – вы нашли своего гуру.
   Вперёд, за запечатлённой Красотой из Вашей души, потому что «прелесть чужих картин исходит от других; прелесть собственных картин заключена в душе нашей». Высвобождайте свою прелесть, явите свою красоту из души своей. Ведь нереализованное желание – наша маленькая смерть.

Я сижу один.
Закат погас.
В дверь души стучатся в поздний час
Путники, окутанные мглой –
Неосуществлённые надежды
С болью возвращаются домой.
Рабиндранат Тагор

    Самоутверждайтесь добром. Самое красивое, что привлекает внимание – добро. Будьте привлекательны.

     «Когда соединяемся друг с другом независтливостью, простотою, любовью, миром и радостью, преуспеяние ближнего почитая собственным своим приобретением, а недостатки признавая собственным ущербом…» - тогда Ученик нашёл своего Учителя.
И далее продолжает преподобный Ефрем Сирин: «Вот подлинно ангельская жизнь!»

    Недаром сказано в Писании: «С преподобным и сам преподобным будеши…»

 

 

Творческая мастерская – территория свободы

     Сказал мудрый Аристотель: «Человек свободен – если он имеет свои мысли, а не перенимает чужие».
     Эта свобода – первое необходимое условие для творчества.

     Лишь тогда человек «может излить пережитое им созерцание в форме стиха, романа, сонаты, статуи, картины…Тогда он – поистине цевница своего предмета, а может быть, и арфа Божия» (Иван Ильин).

     Возможность созерцания даёт нам весь мир вокруг нас – если души наши обладают тем внутренним зрением, что способно воспринять его Красоту. Если же Вы почувствовали, что наилучшей формой выражения Ваших переживаний и впечатлений является Керамика… Тогда Вам непременно понадобится мастерская – Ваша «территория свободы».
     Лишь тогда на Вашем жизненном Пути распустятся цветы Творчества, посеянные и взращённые Вами.
     Мастерская – это и Ваш маленький Храм, где художник, взаимодействуя с глиной и красками, прислушивается к Вечности.
    Это и Лаборатория, где происходят удивительные, порой волшебные превращения – и при создании образа, и при обжиге керамики…

     Первый вопрос, который обычно задают нам будущие ученики – «А у меня получится?..»
     Очень скоро ответ приходит – в виде поначалу небольших горшочков, кофейных турочек, вазочек и других изделий, сделанных руками ученика. Потом работы становятся выше и сложнее, появляется разного рода роспись и скульптура… И тогда возникает другой важный вопрос: «А смогу ли я делать подобные вещи самостоятельно, оборудовать собственную мастерскую?»
     Ответ и на этот вопрос – всегда перед глазами ученика. Это наша собственная мастерская. В сопровождении изречения великого Леонардо да Винчи: «Только в маленьких пространствах рождаются большие мысли».
    
 Добавим ещё, пожалуй, что рождение интересных идей и плодотворная работа у нас происходят только в условиях чистоты и порядка. Наверняка это не аксиома для многих художников, и уж тем более – керамистов. Для многих из них «творческая свобода» и «окружающий хаос» неразделимы… Образ мастерской, созданный в сознании человека книгами, фильмами и личным опытом, настолько, как правило, отличается от того, что он видит у нас, что при первом знакомстве почти все спрашивают: «А где же ваша мастерская?..», не понимая, что именно сейчас они в ней и находятся…

     Итак. Если придерживаться принципов любимого нами Леонардо, для мастерской понадобится… три квадратных метра. Посчитаем?..
1. Профессиональный гончарный круг занимает 0,8 кв. м. «Любительский», вполне достойный, не требующий дополнительных крепёжных элементов – и того меньше, примерно 0,5 кв.м. Над кругом по периметру располагаются небольшие полочки с инструментами, необходимыми для гончарных работ.
2. Печь для обжига керамики – занимает 0,25 кв.м. Высота печи – 70 см., ширина и глубина – 50 см. Печь с такими параметрами позволяет обжигать керамические вещи диаметром до 23 см. и высотой до 40 см. Или – 4 изделия высотой до 18 см. при диаметре 8-10 см. Вариантов загрузки – несколько.
Такая печь потребляет всего 13 ампер тока (это меньше, чем многие стиральные машины) и вполне может быть подключена к обычной квартирной электросети. Тем более, что на полной мощности печь работает только последние полтора-два часа, остальной же режим обжига требует гораздо меньшей нагрузки.
Несмотря на то, что конечная температура обжига – около 1000 градусов, внутренняя камера сложена из такого теплоизоляционного материала, что наружные стенки нагреваются при этом всего до 100 градусов. В печи нет открытого огня, и её пожароопасность практически нулевая (следить нужно только за исправностью электропроводки, как и в любом бытовом приборе). Управляет обжигом мини-компьютер, Вам нужно только установить нужную программу и включить его.
3. Оставшееся пространство отводится под небольшой рабочий столик. Ёмкости для хранения глины можно разместить под печью. Глазури и пигменты займут две-три полочки в небольшом шкафчике. Ещё две - три полки понадобятся для хранения вещей, с которыми Вы в данный момент работаете, а также для их окончательной сушки. Кстати, заниматься лепкой и росписью можно и за обычным письменным столом. Все краски водорастворимы и легко смываются, подсохшая глина практически не пачкается… так что если Вы – человек аккуратный, Вашей гостиной или спальне ничего не грозит, разве что лишних 5-10 минут уборки после занятия керамикой…

      Вот так устроена и наша маленькая мастерская. В ней постоянно работают два художника и учатся ученики. Тем не менее, в ней
-всегда чисто,
- уютно (жалюзи скрывают уличную суету),
- красиво (вокруг – готовая керамика),
- летом - прохладно (работает небольшой кондиционер),
- зимой – тепло,
- днём – светло (рядом большие окна),
- вечером – хорошее искусственное освещение,
- вытяжка и зелёная листва хлорофитума очищают воздух.
- тихо играет музыка – классика или джаз по вкусу и по настроению.

     За окном – зима или лето, осень или весна… Ничто не мешает прислушиваться к Вечности и к себе… Творить, экспериментировать, создавать… Разве что мелодично зазвучит порой китайский колокольчик, напоминая о том, что пора отдохнуть, выпить травяного чая, поразмышлять… Всего-то три квадратных метра. Вполне возможно – маленький балкон. Большее – уже роскошь… …Вы ещё сомневаетесь?..

     А теперь вернёмся к первому вопросу… «А у меня получится?»
     Этот вопрос наши будущие ученики задают нам почти всегда… Чаще всего, конечно, при первой встрече, когда мы знакомимся, показываем им «живьём» и свою керамику, и работы учеников, уже завершивших обучение.
     Мы прекрасно понимаем, что у пришедшего к нам человека желание непременно научиться самому создавать керамику гораздо сильнее чувства неуверенности в себе, сомнения в собственных способностях. И всё-таки эти сомнения есть у каждого, и они закономерны. Не сомневается только… не сомневающийся. Такие люди в нашей мастерской до сих пор, к счастью, не появлялись. Наверное, у них другие Пути.
     Сомневаемся и мы, когда начинаем и пробуем что-то новое. Это неизбежно. Важно сказать себе: пусть что-то и не получится сразу, но если иметь сильное желание и чуточку терпения, всё непременно придёт…

     Важно также знать некоторые правила именно нашего обучения…

     Правило первое.
     Мы не готовим художников, не обучаем специально живописи, рисунку, композиции. Ведь эти знания и навыки являются общими, независимо от того, какой материал вы используете – холст, бумагу или керамический черепок…
     Конечно, к нам приходят люди с разными художественными способностями и навыками. Если Вы когда-то рисовали (даже не обучаясь специально), Вам будет легче осваивать и премудрости керамической росписи. Но большинство наших учеников раньше этим не занимались почти или вовсе. Бывали и такие, кто боялся даже для выполнения эскиза взять в руки кисть или карандаш. Однако посмотрите на работы, выполненные ими спустя какое-то время!.. Дело в том, что мы обучаем преимущественно керамическим технологиям; показываем, КАК это делать.
     Учиться различным техникам росписи, гравировки или резьбы можно, копируя уже готовые рисунки или создавая из них композиции. Мы всегда подскажем, какой тип изображения лучше выбрать, как его разместить удачнее на сосуде, какие использовать пигменты, как сочетаются на глине те или иные цветовые оттенки… Обучение азам колористики, композиционным решениям идёт параллельно с освоением керамических техник. Подчас это даёт удивительные результаты, неожиданные и радостные для самого ученика!.. А потом он может уже осознанно определить, каких художественных навыков ему недостаёт, в чём нужно совершенствоваться, и сделать это самостоятельно или на других курсах.

      Правило второе.
     Не нужно быть излишне требовательным к себе. Очень часто на первых занятиях ученик мечтает: «Ой, хоть бы что-нибудь у меня получилось!» и радуется малейшим своим успехам. И это правильно, ведь Вы осваиваете абсолютно новое для Вас дело! Проходит несколько занятий, появляются первые работы – и вдруг радость уступает место придирчивости: «Я ещё плохо поднимаю глину на круге», «Неправильно выбрал цвет», «Мало положил глазури» и так далее… В этом случае мы обычно показываем ученику, сколько часов на данный момент он провёл за гончарным кругом или за лепкой и декорированием. Обычно оказывается, что, если бы он обучался этой же специальности в вузе, прошло бы по часам всего-то… два-три дня! И освоить это сложное дело за такое короткое время невозможно.

     Правило третье.
     Люди «устроены» по-разному, что проявляется, безусловно, и в том, как они обучаются работать с глиной и керамикой. Не пытайтесь сравнивать себя с другими учениками. Если у Вас не всё складывается гладко за гончарным кругом, возможно, Вы опережаете других в росписи или лепке. Или наоборот.
     Керамика – это множество вариантов, и Вы всегда сможете выбрать для себя (конечно, с нашей помощью!) то, что больше Вам нравится и лучше получается. Индивидуальность обучения – наиболее комфортный способ освоения деятельности.

     Правило четвёртое.
     Спокойно отнеситесь к неизбежным неудачам, особенно в начале обучения. Но! Наш опыт показывает, что наибольшего прогресса при равных способностях добиваются люди терпеливые, вдумчивые, обучающиеся осознанно и целенаправленно.
     Мы всегда радуемся творчеству наших учеников, всячески поддерживаем их стремление создавать керамику по собственным проектам, пусть даже поначалу идеи опережают возможность их самостоятельного исполнения.
     Чем больше времени и сил Вы посвящаете керамике вне урока, тем эффективнее обучение непосредственно на занятиях. Заранее подготовленные эскизы, продуманность этапов работы, тщательно выполненные домашние задания – это то, чем Вы можете значительно ускорить процесс обучения.

 

                  «Посадили деревья в саду…
                  Что-то шепчет им тихий дождик,
                  Чтобы их ободрить …»

Так и я в своей мастерской, со своими учениками на гончарном круге - садовником. Что-то подправлю, чуть укреплю, обнадёжу. И они - сначала робко, потом уверенней, обильней,- расцветают роскошью нежных тонов, которые таились глубоко внутри. И я любуюсь на них...

 И они зреют под солнышком души своей... А ведь совсем недавно эта душа томилась в поисках воплощения той Любви, что лишь ей присуща... И вот - простор воли творческой, рост и созревание...

Наконец - вот и плоды трудов их... Медовый Спас... Всегда наступает время медосбора... И если мы - хорошие себе пасечники, то наши пчёлки-желания непременно принесут нектар творчества...

Нам хотелось бы, чтобы «Капля Росы» стала для Вас, как для многих наших учеников, той живительной влагой, что пробуждает к творческой жизни и росту… И это непременно произойдёт.

      В начале, на новой почве – всегда трудно.
     Скоро укоренитесь.
     Появятся первые листочки.
     Придёт пора цветения.
     А вот и плоды!

     И нас узнают по плодам нашим, как гласит библейская истина.
     Да будут они плодами не только трудолюбия, но и радости!

 

                 Мастер за спиной

                 Знакомство

     Нового ученика я часто встречаю в тенистом сквере у пруда. Здесь и происходит наше очное знакомство. Не спеша, пять-семь минут мы идём в мастерскую. Показываю дорогу и, главное, стараюсь унять волнение новичка. Да и своё тоже.
     Приходим… встречает Татьяна.
     Улыбаемся, услышав всегдашний первый вопрос: «А где же ваша мастерская?» Отвечаем: «Вы уже в ней находитесь. Просто здесь чисто и уютно. Иначе для нас невозможно Творить и просто работать».

     …Конечно, беседуем – важно, чтобы человек почувствовал себя свободно, был настроен на предстоящее занятие. Показываем «живьём» свои керамические и пастельные работы, фотографии работ наших учеников (иначе не поверят). Час-полтора пролетают незаметно.

     Даже после беседы мы уже кое-что знаем о будущем ученике: его спортивные склонности и достижения, его конституцию и темперамент, насколько велико его желание заниматься керамикой, и какие цели он ставит перед собой… Всё это немаловажно для наших занятий. Теперь, учитывая первые впечатления, можно планировать начальный этап обучения.

     Прежде мы проводили первое практическое занятие через несколько дней после знакомства с учеником. Но скоро это правило изменилось, и вот почему. Человек, мечтающий впервые в жизни сесть за гончарный круг и много месяцев ожидающий этого момента, обычно полон таким нетерпением, что его невозможно уговорить отложить урок даже до завтра…

         Первый урок

      И вот желанный миг наступил. Будем двигаться постепенно: от простого к сложному.

     С первых минут, согласно основным нашим принципам – даём глину в руки ученика, ибо ничто не учит лучше самой глины!
     Прежде всего учимся правильно готовить её для работы на гончарном круге. Нужно не только объяснить, но и показать, дать почувствовать разные состояния глины пальцами, ладонями. Ибо не родился ещё такой гениальный писатель, который мог бы словами передать многочисленные и вначале трудноуловимые состояния глины. Память о них, различение сформируется лишь путём бесчисленных соприкосновений, постоянного взаимодействия ученика с глиной, сопровождаемых пояснениями Мастера. 
     Пять-десять минут упражняемся в приготовлении глины. Она должна стать тёплой, однородной, послушной… Даже на этом этапе глина очень требовательна: отнесётесь к ней небрежно – и она вам непременно «отомстит»: если не за гончарным кругом, то много позже – во время обжига…
     Когда наступит момент глиняной «готовности», переходим за гончарный круг.

     Круг у меня профессиональный… Сто пятьдесят килограмм металла. Тяжёлый по весу. Но лёгкий, плавный и бесшумный в движении, да ещё оснащён электромотором. Нижний маховик позволяет получать любую нужную скорость вращения верхнего рабочего диска. Есть у него и другие достоинства, ставящие его значительно выше современных, самых рекламируемых «любительских» моделей. И у каждого ученика есть возможность сравнения для дальнейшего выбора собственного круга.

    Первым сажусь я. Медленно, подробно рассказываю и одновременно показываю все необходимые действия. Поясняю смысл происходящего с глиной.
    Всё очень просто. В гончарном деле всего-то четыре действия, как в арифметике. И мы их будем повторять всякий раз, садясь за круг. Но эти «всего-то» четыре действия - подобно семи нотам в музыке, - позволяют создавать бесчисленные вариации форм. 

     Постоянно обращаю внимание ученика на необходимость концентрации. Секрет успеха – научиться концентрировать свою энергию и правильно её приложить. Сосредоточение всего на несколько секунд – и действие совершено, теперь чуть отдыхаем, готовимся к следующему. Чередуем эти состояния, как вдох-выдох. Овладеем этим умением – и столь многое будет нам подвластным!

     Тибетский монах, завёрнутый в мокрую простыню, даже лёжа на льду или снегу, высушивает её за короткое время своей энергией. Правда, для достижения такого состояния необходимо учиться всю жизнь. Чего-то может не хватить. Жизни или концентрации… но нам нужна лишь маленькая степень такого мастерства, и поэтому - раньше или позже, - у нас всё получится!…

     …Вот и всё. Я закончил показ. Принимаю в сухие и чистые руки новорождённое создание. Завершён на сегодня самый лёгкий для меня этап в обучении - здесь мне всё подвластно.
     Далее для нас обоих тернистый путь, но звезда сияет вдалеке. Вперёд, к путеводной!
«Преодоление трудного начинается с лёгкого, осуществление великого дела начинается с малого, ибо в мире трудное дело образуется из лёгкого, а великое – из малого» - напоминает нам великий китайский трактат «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно».

     Настал черёд ученика. Несколько минут привыкания к гончарному кругу. И… с Богом! Сейчас мне нужно всё моё мастерство, вся энергия и чуткость, чтобы удержать в стремнине нашу утлую лодочку. Некоторое время я позволяю ей вилять из стороны в сторону в неумелых руках, чтобы они почувствовали стихию, которую нужно себе подчинить.
     Но вот наступает время «крепить оснастку»: есть в гончарном деле незыблемые аксиомы, которым надо следовать неукоснительно. Они вырабатывались тысячелетиями. Для справки: гончарному кругу приписывают возраст около четырёх тысяч лет.

    Опытные спортсмены прекрасно понимают, насколько важно уметь концентрировать энергию. Действие сгустка энергии, подчинённого воле человека, рождает взлёт его потенциала на высшую точку. И… удар – гол, удар – нокаут, прыжок – рекорд… Одним словом – победа, которая на самом деле достигается тренировками, специальными упражнениями и многолетней подготовкой.
     При обучении гончарному делу у меня есть возможность научить кратковременной концентрации за несколько занятий. Нет, это не гениальная авторская методика. Просто я могу через свои руки, наложенные на руки ученика, передавать ему свою энергию. Вернее, передавать её глине через его руки, показывая тем самым нужную точку приложения. Степень и направление давления. Словами это объяснить невозможно, а поиск нужного варианта методом проб и ошибок слишком длителен. Постепенно ученик научится находить эту точку самостоятельно.

     Думаю, что тренеры по боксу часто жалеют о невозможности дать спортсмену свой кулак на тот самый, важный момент… они могут только крикнуть что-то вроде: «дай ему левой!» В других видах спорта и такой возможности нет. Хотя подобным образом учат и акробатов, и фигуристов, и балерин. Тренер ловит мгновение, чтобы поддержать, чуть подтолкнуть спортсмена. Показав ему нужный вектор, угол, скорость, силу… Наверняка вы видели врезку в телеэкран, показывающую тренера в тот момент, когда выступает его ученик. Он практически повторяет его движения, переживает их. Оттого я, как и тренер, теряю за урок немало калорий, когда слежу за действиями своего ученика. Зато ученик выигрывает во времени. И мы оба можем порадоваться очередной маленькой победе.

 

         Мастер за спиной

     Во время урока я стою за спиной ученика. Это лучшая точка для наблюдения и коррекции. Внимательно смотрю, какое положение он принимает за кругом.
     Рабочая поза индивидуальна, зависит и от роста-веса, и от двигательных привычек, и даже от остроты зрения и координации. Каждому нужно дать возможность найти наилучшую для него позу. 
     Но в то же время я ищу способ «скрепить» тело ученика в единое целое – надёжную, но очень подвижную конструкцию. Создаю «треугольники» из опорных точек ноги, локтя, кисти – иначе не удержать глину на круге при вращении, не добиться одновременного и плавного поднятия стенок. Должна быть и крепость, и свобода действий одновременно. Ученик сосредоточен на глине, о правильной постановке рук и позе он быстро забывает. Моя задача – контролировать всё это, чтобы не было излишней зажатости, напряжённости, но и расхлябанности тоже.
     Лодка не должна крениться так, чтобы черпать бортом воду, вёсла должны грести так, чтобы не поливать водой сидящих в лодке и не крутиться на месте… Так вот и движемся потихоньку, не тонем…

    Настало время показать ученику величину и вектор силы, прикладываемой к глине… Итак, занавес открывается! Подготовка глины была лишь увертюрой к первому действию, которое создаёт всю драматургию происходящего… Это - центровка глиняного полушария (оно должно расположиться точно в центре рабочего диска, иначе всё последующее будет невозможно). Чтобы успешно завершить его, накладываю свою руку на руку ученика: «Следите внимательно!» … Две-три секунды - и «болтанка» прекратилась.
     Запомнилось – хорошо; если нет – не страшно, ибо на круге, как в жизни, всё повторяется. Мы будем вместе делать всё это снова и снова. Через несколько занятий вы будете знать, с какой скоростью вращения делается та или иная операция. Какие силы и в каком направлении должны действовать в этот момент.
     Здесь всё познаётся в основном через ощущения. С каждым занятием они будут более тонкими, а мышечная память будет закреплять и обогащать эти ощущения.       Переходим ко второму действию: закладываем донышко будущего изделия.
Потом к третьему: поднимаем глину так, чтобы получился усечённый конус…
И, наконец, четвёртое, финальное действие, в котором особенно важна роль «режиссёра», и где «персонажи пьесы» обретают наиболее богатое воплощение... Это – придание изделию задуманной формы.

     На всех этапах будем учиться гармоничному, плавному взаимодействию с гончарной глиной. Плавность и равномерность движений (часто я употребляю слово «нежность») есть непреложный закон нашего дела. Если он соблюдается неукоснительно, то глина всегда отвечает взаимностью. Любовь рождает ответное чувство.

   За кругом проявляется сразу и темперамент ученика. Но каков бы он ни был, гончарный круг подчинит его своим законам. Чем быстрее удастся «приспособить» его к работе, тем успешнее будет обучение.
     Никаких резких движений! Всё плавно, мягко, округло. Никакой суеты, нервности, импульсивности. Неторопливо, но не замедленно! Не гладить боязливо глину, но и не дёргать, не рвать её. Властно и нежно ведёте её туда, куда нужно...
     Строптивых и упрямых наше дело преобразует во внимательных и покладистых. Нетерпеливых – в разумных. Медлительные, неуверенные обретают умеренную резвость. Всех превращений и не перечесть. Но чтобы достичь желаемого, необходимо понять и принять, подчиниться великолепным по своему воздействию законам гончарного мастерства. Во многом они сродни йоге. Я стараюсь содействовать этому словом и примером.

     Первый урок длится от одного часа до двух в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. От ученика же зависит очень многое и в дальнейшем
Сумеет ли он следовать незыблемым основам учения, гарантирующим успех.
Как быстро воспримет мои советы и сможет ли воспользоваться своими достоинствами, компенсируя недостатки…

     «Вы спрашиваете о методах художественного преподавания. Главное будет в широком раскрытии возможностей. Лучший учитель сумеет усмотреть особенности индивидуальности ученика и любовно толкнет его по пути правильных поисков» - таково напутствие нашего Учителя Николая Рериха.

    Почти всё, что я говорю и показываю, не есть догма (кроме нескольких аксиом), а суть руководство для задействования своих телесных и физиологических качеств. Не устаю призывать: располагайтесь свободно, естественно, как вам удобно – в этом успех. Но и не игнорируйте обязательное, не пренебрегайте Законами.
Так советует поступать и великий китайский трактат: «Одни ценят законы искусства, другие ценят свободу от них. Свободы от законов не может быть, но тем более нельзя ограничиваться лишь соблюдением законов. Постижение сути законов ведёт к свободе от них».

   Закончилось четвёртое, последнее действие – первым горшочком: плодом нашего совместного труда. Пора за чай – отдохнуть, поделиться новыми впечатлениями и эмоциями; поговорить о самом ближайшем будущем…
     Вот и наш желанный первенец! Только теперь вы почувствовали усталость и поняли, что затратили за этот час ощутимое количество энергии. Однако вашего созидательного труда в этом горшочке лишь примерно десятая доля...

     Вот для чего нужен Мастер за спиной. Пока ваши действия, в отсутствие опыта и знаний, разрушают больше, чем создают. Я подсказываю и выправляю, веду к положительному результату. Мы всегда заканчиваем успехом.
    Не столь важно, что сегодня у вас, к примеру, не получилось отцентровать глину. Зато удалось поднять ровные тонкие стенки. А к центровке мы будем возвращаться всякий раз, садясь за круг.

     Иногда добрые слёзы навёртываются на глаза от нашего совместного творчества. Час, два мы проводим в единении друг с другом, Богом и глиной. Испытавшие это блаженное состояние утверждают, что время для них в эти минуты перестаёт существовать. Мои учителя говорили: «Время, проведённое за гончарным кругом, Бог в срок жизни не засчитывает, ибо в это время ты становишься подобен Творцу».

     На последующих уроках доля моего вмешательства будет уменьшаться. Примерно через десять занятий нам обоим станет полегче: ученик становится опытнее и увереннее, а мне остаётся уже спокойнее следить за его осмысленными, последовательными действиями, подсказывая лишь важные «мелочи» и руководя процессом лишь тогда, когда нужно научить чему-то новому (а без нового у нас не обходится почти ни один урок).

…Итак, базовый курс освоен. Ученик самостоятельно поднимает глиняный столбик высотой десять-двенадцать сантиметров и может придать ему желаемую форму. Он уже знаком с законами соединения и сочетания гончарных глиняных деталей. Мы уже сделали около десятка различных изделий, в которых заключены многие основные «премудрости» гончарного дела. Мне остаётся только одно: приобщить вас к опыту работы с формой большой высоты. Это займёт ещё несколько уроков – по желанию ученика.

             Расставание с учителями

     Момент, когда основы умений и знаний переданы, наступает не только довольно быстро, но подчас и неожиданно для ученика…
     Процесс обучения в нашей мастерской построен аналогично реальной работе гончара и художника-керамиста. Осваивая азы гончарного искусства, ученик сразу, параллельно обучается и основам декорирования изделий. Первые же горшочки, джезвы, кружки гравируются или расписываются кистью; обжигаются и глазуруются – так, чтобы на каждой работе появилось что-то новое и интересное, и чтобы ни одна из них не осталась незавершённой.
     Возрастает сложность гончарных «творений» - значит, мы возьмёмся за решение и более трудных художественных задач: многослойную резьбу, скульптуру, роспись ангобами и акваживопись, будем соединять в одной работе различные техники и приёмы, коих в керамике множество…
     И вот уже ученик приносит эскизы собственных больших проектов, и порой даже мы не сразу можем решить, возможно ли и как именно выполнить этот проект с точки зрения технологической, сохранив художественный замысел!.. Наступает черёд обсуждений, совместных творческих поисков и реального сотрудничества…

     Очень часто ученикам даже после полного курса обучения не хочется заканчивать занятия с преподавателем. Они привыкают к постоянной помощи и поддержке, корректировке ошибок. Но на этом этапе процесс собственно обучения резко замедляется. Дальше ученик «прибавляет» по капельке. Уже требуется преимущественно тренировка навыков, поиск своего стиля, совершенствование в рисунке, живописи, скульптуре: в зависимости от того, в каком направлении человек хочет двигаться дальше. Именно теперь настала пора Мастера за спиной перевести в Мастера Внутри Себя.

     В этот период ученику просто необходимо начать работать самостоятельно. Иначе те ошибки, которые мы постоянно исправляем, он будет продолжать делать, работая один; а многие «мелочи», о которых заботятся учителя, он оставит без внимания, что приведёт его к неудачам.
     Вот что рассказал нам однажды ученик, незадолго до этого закончивший у нас полный курс обучения: «Всё, что вы обещали, уже случилось!.. Оставил на донышке будущего изделия воду – а там во время сушки образовалась трещина… Взялся за ручку ещё не обожжённого чайника и поднял его – ручка отвалилась…Не перемешал как следует глазурь перед работой – получился толстенный слой на изделии…» - «А помните, сколько раз мы твердили, что этого делать нельзя ни в коем случае?!» - «Ну конечно! Вот теперь я об этом наверняка не забуду!»

    И всё-таки он наступает – день расставания с учителями… День очного расставания. Сердцем – жаль, разумом – понимаешь, что это необходимо. Ведь полного расставания нет и не может быть.
     Мы подскажем что-то важное, но забывшееся – часто для этого достаточно короткого телефонного разговора… Если у вас накопится множество вопросов и проблем, которые вы не сможете разрешить самостоятельно – мы всегда найдём время для дополнительного урока.
     Но и заочно мы будем рядом. Будут вспоминаться наши слова, действия… многое теперь стало вашим.

     -И когда не будет идеально центроваться глиняное полушарие на гончарном диске, я будто тихонько приложу свою руку к вашей, и тогда вы обязательно вспомните, какова величина и вектор силы, которую надо приложить в этот момент. И у вас всё получится – ибо всё достигается терпением.
     Далее, жестом, которому я вас научил, вы измерите толщину будущего донышка.
    Да будет оно крепким основанием дальнейшего, если, конечно, вы уберёте вовремя с него излишнюю влагу. 
     Не делайте лужу на дне! Ибо основание будущего не должно быть подмочено.

     Далее – подъём и рост…

     Гетера Каллисто однажды насмешливо заявила Сократу, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников, а вот ему это сделать с ее друзьями не удастся. «Конечно, – сказал философ. – Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я — подниматься вверх».

     И опять я буду рядом, и опять я вместе с вами, как когда-то, буду задерживать дыхание… и тянуть, тянуть глину вверх… и с шумом выдыхать, снимая напряжение со всех мышц. И вместе мы будем радоваться – получилось высокое, стройное Нечто. Нечто ещё не есть определённое. Ещё не отвечает вразумительно на вопрос: что это?
     Наступает главное… форма! Наша Галатея… Стоп… забыли… перед этим действием я ведь всегда просил вас вымыть и вытереть насухо руки.
     Плавно-плавно (ленто, дольче)… бёдра, талия, грудь, шейка… Следите за гармонией… Мелизмы потом, на проточке. Сейчас главное – в пропорциях. Соблюдать пропорциональность – творить Красоту. Творите!

     …Итак, вы осилили. Ибо правильное приложение сил и есть искусность. И сей закон – универсален. В совершенной мере этому закону вы учитесь на гончарном станке. На нём мы наглядно видим все его проявления. Здесь мы учимся правильно рассчитывать и применять свои силы.

    В повседневной жизни, как на гончарном кругу (да и сама жизнь есть круг): чуть влево… теперь правее… здесь нажать…ещё… а тут ослабить… держать… держать – мёртвой хваткой… не дать своевольничать… почти не касаясь, как дуновение ветерка, поправить… разгладить морщинку… убрать лишнее… оставить необходимое, и… достаточно. Ещё раз смотрим… убедимся…

    Хорошо! И вместе режем «пуповинку». Свершившееся – отдельно от круга, и мы – отдельно друг от друга.

     Но незримая связь меж нами существует, и это – навсегда.

 
 Наверх
 
Rambler's Top100