Жила - была маленькая семья художников... Шло время, и достигла она, как и многие прочие, определенного уровня мастерства и известности (а уж о мере таланта - не им судить...). А еще приходилось им порой на своем Пути задумываться о причудах человеческого восприятия и мышления. О том, что есть Прекрасное, и как оно рождается. И о многом - многом другом. Иные маленькие открытия, как ниточки, потянули за собой клубочек событий и размышлений. Например, обнаружилось: люди не слишком любят посещать худсалоны и галереи. То есть, конечно, есть и те, кто предпочитает видеть работы художников в застекленных витринах с особой подсветкой, на фоне «евро отремонтированных» стен, в атмосфере некоей Приобщенности к Высокому, которую создает изысканно одетый и красиво говорящий консультант... Эта обстановка привлекательна безусловно. К тому же, на своем «творческом веку» приходилось встречать и действительно тонких, образованных, обаятельных искусствоведов; и продуманные, грамотно и со вкусом оформленные интерьеры галерей. «Вот и славно, - думали мы, когда передавали свои работы в руки этих людей. - А мы будем тихонечко сидеть в своей мастерской, возиться с глиной и красками, иногда спорить, иногда удивляться: надо же, что получается! - а уж с покупателями пусть общаются Они; те, кто призван именно этим и заниматься...» Ничего не получилось. Люди стали каким-то загадочным образом «просачиваться» в мастерскую. Посмотреть работы. Чаю не просили, но уже хотелось предложить. А за чаем робко спрашивали, можно ли взять в руки горшочки и джезвы, что стоят на нашей кухне (в них мы сами варим кофе и храним пряности). Сразу появлялись вопросы: А как это сделано? А сколько времени уходит на изготовление одной такой вещи? А почему красная глина на одном горшке имеет несколько оттенков?.. И так - до бесконечности... Приходилось вести человека «поближе к Глине», рассказывать о долгом ее пути к керамике и обо всех ее превращениях: тех, что нам подвластны, и тех, что творит Огонь и Господь Бог... И тогда мы поняли: одно из самых сильных впечатлений - то, как рождается сосуд на гончарном круге. Другое - когда человек видит «сырой», необожженный горшок (собственно, мы все глиняные сосуды, независимо от формы, именуем по-рабочему «горшками»); а потом ему удается наблюдать, как эта же вещь появляется из печи после обжига... Еще открылось: человек непосвященный мало что может увидеть сам, даже если будет наблюдать весь процесс от начала до конца (впрочем, последнее длительно весьма и оттого почти нереально). Нужно бы показать, дать ощутить самому; подробно рассказать, ибо Слово - крайне важно. Для нас же очень интересно то, что получаешь «в ответ». Разделенная с кем-то радость умножается вдвое; и невыразимо ощущение того, что Другой действительно сейчас чувствует то, что ты стремился запечатлеть и «передать дальше». Бывают и отклики - «подарки», которые подсказывают нам, что стоит добавить или изменить в работе. И однажды сказали нам приблизительно вот что: «Многие любят керамику почти необъяснимо, интуитивно. Но почти никто не представляет, сколько любопытного и притягательного скрыто в том, как керамика появляется на свет... Ведь как пишет картину художник, как работает скульптор, знают многие. А о керамике - увы. Может вы смогли бы рассказать об этом?..» Ну что же. В конце концов, и для тебя самого подчас что-то становится ясным только тогда, когда облекается в слова. А порой и вовсе - освещается иным светом... А посему - стоит попробовать?..
Тогда, как говаривал не раз любимый наш Фазиль Искандер, давайте поговорим о Любви. Об ее странности, страстности и прочих волшебных сторонах.
Поговорим о нашей Любви - о Керамике.
|
|
«... Земля же была безвидна и пуста, - и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою... И сказал Бог: да будет твердь посреди воды...» 1-я книга Моисеева «Бытие» - Гончарный круг в работе делает около 365 оборотов в минуту. Не оттого ли чувствуешь себя этаким махоньким Создателем?... Только у Бога - Вечность, а у меня - Миг.. А сотворить хорошо бы многое... Вот и вращает каждый Круги Своя и со своей скоростью... Всякий раз, начиная движение своего круга, произношу мысленно: «Господи, благослови!..» Александр
|
|
«Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека» Антуан де - Сент Экзюпери ...новорожденное влажное создание... Не случайно во многих языках у частей сосуда такие названия: ножка, тело, плечи, ручка, шейка, губа... Только теперь резец уберет всё лишнее, ненужное; освободит их, обнажит и огладит... Александр
|
|
|
|
«От рождения не имея рисового поля, я живу на разбитой тушечнице». «Куда поведет кисть...» Из печатей Ци Бай-ши Крутобокое пространство сосуда - маленькая Вселенная... Кто и что поселится в ней на сей раз?... Уже передо мной природный цвет глины и форма, рожденная на гончарном круге. Они ли, кто ли другой будто шепчут мне на ухо, манят издали неясными образами; водят моей рукой?.. Пока это лишь очертания, абрис... Но и - уже суть, тонко и глубоко запечат- ленная в высыхающей глине... Татьяна
|
|
«... Скупой, охряной, неприкаянной Я долго был Землей, а вы Упали мне на грудь нечаянно Из клювов птиц, из глаз травы...» А. Тарковский - Палитра будущего многоцветья существует больше в воображении, нежели здесь, перед глазами. Краски и глазури, как и цвет самой глины, преображаются после обжига, и часто - непредсказуемо... Татьяна
|
|
|
|
«Искусство лежит на грани между правдой и ложью, сходством и несходством. Услада искусства - между тем и другим.» Тикамацу Мондэаэмон Форма сосуда обретает новую жизнь в форме скульптуры... Последняя усиливает, подчеркивает линии сосуда, обнажает скрытой в них прежде смысл. И в то же время скульптура как бы «взрывает» эти линии, выводит их из пространства, заданного и замкну- того гончарным кругом... И если завершенная работа все же видится единым целым, где невозможно одно без другого - ощущаешь себя на краешке той самой Истины... Татьяна и Александр
|
|
«Когда счастлив - рисуй ирис, Когда сердишься - рисуй бамбук...» Из китайского трактата «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» Каждая еловая веточка рисуется иглой и кистями трех видов - с разной щетиной; то влажной, то сухой... Китайцы различают сотни «brush-strokes» (мазков, прикосновений, ударов кистью); многократно повторяя их, они доводят движение руки до совершенства... В такой росписи по керамике, как и в технике акварели, ошибки исправить очень трудно или невозможно. Глиняный черепок капризнее холста или бумаги. И он не терпит ни небрежности, ни суетности, ни плохого настроения... Татьяна
|
|
|
|
«Не боги горшки обжигают» - Позади многодневная, очень бережная сушка - дабы избежать трещин и разломов... Наконец-то - обжиг... Он длится 12 часов, и в последние 3-4 часа температура в печи - 1100 или 1200 градусов... Медь, железо, стекло там давно уже полностью бы расплавились и потекли... Глина же - превращается в Керамику... Татьяна и Александр
|
|
«... И я раздвинул жар березовый, Как заповедал Даниил, Благословил закал свой розовый. И, как пророк, заговорил..." А. Тарковский Это было уже сотни раз, но повторяется снова и снова... Тридцать шесть часов томительного ожидания - горн остывает... И вот, затаив дыхание, извлекаешь на свет горячее, блистающее, новорожденное тельце... Воистину счастлив тот, кто может сказать в этот миг - «...и увидел я, что это - хорошо...» Татьяна и Александр
|
|
|
|
Что-то вылепится из глины, Что-то вытешется из камня, Что-то выпишется из сердца... Будь как будет! Не торопись... Давид Самойлов
|
Обжиг - коварство и Любовь!
Что Есть второй, политой обжиг?..
Назовём его - Преображение, а если точнее – праздник Преображения. Ему предшествует: нетерпение ожидания, предчувствие свершения. И вот, наконец-то: из тёплого горна на свет появляется плод ваших дум и сомнений, плод фантазий, и в то же время – рукотворный плод…
В жизни мы ко многому привыкаем, и восхищавшее нас некогда в конце концов становится привычным. Грустно… Но нельзя привыкнуть к ожиданию праздника Преображения. Он волнует, как ожидание Любимого на первых свиданиях – тот же трепет, то же предвкушение. Воистину счастливы те, кто сумел извлечь и извлекает из жизни столь радужные наслаждения…
«Господи, как тяжело, когда – впервые… Но утешает: «…знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё». «Ты много переносил и имел терпение, и для имени Моего трудился и изнемогал…» (Откровения Иоанна Богослова)
Если к жару сердца прибавить энергии жар, то углерод, сталь, глина превратятся в алмаз, булат, фарфор.
Обжиг – коварство и любовь!
Заводская серийная керамика – тысячи литых экземпляров – близнецов, скучные, как бесконечный серый забор. Технический процесс выверен, опробован сотни раз. Одно и то же изо дня в день, из года в год. Неудача почти исключена повторяемостью. Обжиг авторской керамики – каждый раз новое сочетание форм, красок, глазурей, техник лепки и росписи, и каждый раз – неизвестная вероятность удачи или… Работа Художника обусловлена ниспосланным ему Откровением, и всё подчинено одной цели – как можно точнее передать ему приоткрывшееся. Разве сравнить это с трудом ремесленника, повторяющего без конца работу по заданным меркам?..
И вот ты – один. Плод трудов твоих скрыт в печи. Таинство, там происходящее, уже почти не подвластно тебе. Это - разбег во весь дух и прыжок со скалы…
Даже впечатления человека стороннего стоят того, чтобы упомянуть о них… Вот что пишет Всеволод Овчинников в известной всем книге о Японии «Ветка Сакуры": " И наконец, обжиг -- таинственный процесс, при котором глина должна обрести свойства драгоценного нефрита. На искусство старшего горнового в Цзиндэ издавна смотрели как на колдовство. Проявлялось это уже с загрузки печи, с умения удачно "проложить дорогу ветру и огню". Нужно учитывать особенности каждого вида фарфора, качество дров, погоду и даже направление ветра. Впрочем, помимо знаний и опыта, тут играли роль чутье, риск, а порой и просто везенье. Недаром среди обжигальщиков ходила пословица: "Загрузить печь -- что выткать цветок; обжечь -- что ограбить дом!"
А ведь есть и русская пословица – «Не боги горшки обжигают!» Это значит: если уж с таким невероятно сложным делом справляется человек, то всё остальное тем более будет ему под силу…
Загружен горн, и начинается плавный подъём температуры. Он будет длиться 12 часов, пока не достигнет отметки свыше 1000 градусов ( а если это фарфор – то и 1300). При такой температуре кипит сталь, а глина становится Керамикой. Время остывания горна – ещё 12 часов… Боже мой, как мучительно тянется это время, сматываясь в бесконечность!.. Керамика – при её невероятном закале, невредимой прошедшая огонь Преображения, далее требует неукоснительного соблюдения Закона: бережность и постепенность. Иначе рискуешь потерять всё… Только через сутки узнаешь: погрузился ли в желанное, искрящееся море радости…или не долетел и упал на острые камни разочарования. Либо – либо…другого не дано.
Ничего, вставай, художник! У тебя всё ещё впереди- и коварство, и любовь. Крылья прорастают болезненно и оперяются долго. А потом они должны ещё набрать силу и опыт Полёта. Это непременно произойдёт. В награду за то, что ты есть Художник… Хотя ты всегда должен помнить, что есть неподвластные нам полностью стихии, с которыми приходится всю жизнь говорить на Вы. Есть соблазн и велико искушение уподобиться маленькому заводику, дабы избежать неожиданностей, останавливающих дыхание всякий раз, когда открываешь горн после обжига. Лестница, ведущая вниз – ведь это много легче. Проще и доходнее повторять нехитрый рыночный ходовой товарец. Но при этом художник так быстро теряет ощущение присутствия вечности, становясь, по выражению восточных мудрецов, «рыночным, вульгарным – ремесленником».
«Не спи, не спи, художник, не покоряйся сну, ты – вечности заложник у времени в плену…»,- повторяю я, как молитву, с этим искушением борясь. И она помогает мне на непростом этом пути – всё время в гору, нехоженой тропой, а домой, обратно – всё равно другим маршрутом…
Наконец-то!.. В руках – тёплое блестящее тельце, воплощение приоткрывшегося Замысла Свыше. Господи! Как велика награда твоя! Моя молитва услышана…
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу!
|
|